Медиакарта
7:53 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ты же выжил, солдат!

Ты же выжил, солдат!
08:01 | 07 марта 2014
Источник: Призыв

На перекрёстке улиц, носящих имя двух отважных героев-земляков Николая Кузнецова и Николая Батурина, стоит дом, где живет солдатская вдова Пелагея Григорьевна Белозёрова. Её муж, Николай Михеевич Белозёров, принимал участие в боях за Ленинград. С победой домой вернулся.

Пелагея Григорьевна в годы войны за много километров от блокадного Ленинграда, в далёкой Сибири, трудилась, не покладая рук, стойко переносила трудности и лишения, голод и холод. Не знала ничего о своём солдате – они встретятся через много лет, после победной весны.

Она родилась 1 апреля 1926 года в большой семье. Родители – крестьяне: тяжёлый труд, одна страда за другой. В семье шестеро детей. Пелагея – самая младшая. В школе почти не училась. Не пришлось. С десяти лет с матерью трудилась в поле: пололи посевы, боронили на коровах. За работой и встретили страшную весть о войне. Ей тогда пятнадцать лет было. Жизнь и до этого была несладкая, а в войну превратилась в одно общее горе. Мужчины ушли на фронт. Каждая семья проводила отца, мужа, брата. Девчата распрощались с любимыми. Работы у женщин прибавилось. Всё уходило на фронт: тёплая одежда, носки, рукавицы, молоко, мясо, мука.Старики, женщины и дети выживали на медунках, на крапиве и лебеде.

Пять лет потерь и тяжких испытаний, пять лет борьбы за жизнь. Весточку «Конец войне!» принесли прямо на работу, в поле. Как обрадовались все! Как обрадовались в доме Пелагеи Григорьевны: с фронта вернулся отец. С Николаем Белозёровым она познакомилась сразу после войны. Она жила в Коровинке, он был родом из Бушуево. Работал в Юрге плотником. Николай рассказывал о блокаде Ленинграда, когда каждый день можно было назвать подвигом. Холод городских многоэтажек. Голод похлеще сибирского. Он и маленьких, и взрослых валил с ног. Николай Михеевич рассказывал, жители города умирали прямо на глазах. Ежедневно, постоянно. Зимние морозы кратно увеличивали численность умерших в Ленинграде. Люди гибли под обстрелами, бомбёжками, которые обрушивались на мирных жителей со всех сторон.

В боях за Ленинград Николай Михеевич был ранен в грудь. Осколок вонзился у самого сердца и так и остался, как напоминание о страшной войне. Солдат не мог забыть дни блокадного Ленинграда, рассказывал близким не раз, как снаряды падали на машины с людьми, которые уезжали в эвакуацию по «дороге жизни».

После освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, окончательного снятия блокады, Николай Михеевич принимал участие в освобождения Белоруссии от немецких войск.

Николай Михеевич награждён медалями «За блокаду Ленинграда», «За освобождение Белоруссии от фашистских войск», медалью Жукова, орденом Великой Отечественной войны, многими юбилейными медалями. После войны Николай Михеевич построил свой дом. Жили вместе с родителями. Он был умелым и мастеровым, строил дома, работал мастером в «Межколхозстрое», плотником, столяром в коммунальном хозяйстве. Пелагея Григорьевна не уступала мужу в мастерстве, работала на стройке. Помог построить дом сыну. Несмотря на все трудности жизни после войны, всегда вели домашнее хозяйство. Держали коров, телят, свиней, птицу. Успевали работать и отдыхать. В 1952 году родилась дочь Валентина. Она пошла по стопам матери, работала на стройке. Сейчас на заслуженном отдыхе, живёт в Нижнем Тагиле. Сыновья Александр, Анатолий трудятся в ЖКХ, дочь Надежда работает в коррекционной школе-интернате.

Как оказалось, документальных доказательств ранения осколком в грудь у фронтовика не было. Хорошо, что у него остался живым хороший друг-фронтовик. Он побывал в госпитале, где лежал Николай, и нашёл запись о ранении. Операцию сделать нельзя было, так как осколок находился рядом с сердцем. Так и напоминал о войне постоянной острой болью. Её нельзя было унять.

Вместе супруги прожили 60 лет. 60 лет семейной жизни, полной любви, тепла, внимания, постоянного труда. 12 февраля исполнилось шесть лет, как не стало биться сердце фронтовика, защитника Ленинграда Николая Михеевича Белозёрова. Он умер на восемьдесят седьмом году жизни. До сих пор Пелагее Григорьевне трудно свыкнуться с мыслью, что дорогого человека нет рядом.

Автор: А. Усольцев