…Представить этого человека всё же надо, хотя личность и в Тобольске, и в области известная. Лишний раз познакомить с ней всех стоит потому, что председатель Региональной татарской общественной организации «Наследие» Луиза Шамсутдинова имеет отношение к одному из знаменитейших ныне политиков. Она – тётя первого вице-премьера правительства Крыма Рустама Темиргалиева.
Справедливости ради оговоримся всё же, что один из сегодняшних крымских лидеров – племянник ей по двоюродному брату Ильмиру Насыховичу. Знаменитые всей округе учителя бабушка и дедушка Рашид и Зухра Залиловы жили в юртах Бегишево (Тубысы) Вагайского района, куда часто съезжались дети и внуки. Повзрослев, Эльмир поступил и закончил ТВВИКУ, после окончания которого его направили в Улан-Удэ. Там он женился, там же в 1976-м родился и сын Рустам, один из главных деятелей Крыма-2014. Какое-то время Темиргалиевы жили в Германии. Когда оттуда начался вывод советских войск, приехали на полуостров, получив распределение в Симферополь, где Рустам пошёл в третий класс. Было это в посёлке военных Перевальное.
– Мы с братом часто встречаемся и в Крыму, и в Казани, и в Сибири. Но первый раз я ездила к ним в 1988-м, когда Рустам учился в пятом классе, – рассказывает тётя Луиза, – и знаете, чем он тогда запомнился? Ставил конкретные цели и делал всё, чтобы их достичь.
Из тех мальчишеских лет Рустам запомнился тётушке обещанием покорить две горы, которые стоят недалеко от Перевального. Они долго ему не давались, но в конце концов он поднялся на каждую из них. Тогда же пятиклассник Рустам покорил и свою тётушку гордостью за ставший родным Крым.
– Знаете, с каким жаром и воодушевлением он рассказывал обо всём, что знал о полуострове, показывал разные места! Уже тогда было видно, что это лидер.
Нынешний крымский вице-премьер отучился на экономиста в университете Симферополя, затем окончил Киевскую академию управления при президенте Украины. Защитил кандидатскую. Курировал туризм полуострова. Потом много ещё чего было по карьерной линии.
Его вице-премьерство безусловно внушает к нему, и к крымскому правительству в целом, доверие татар полуострова. Тех самых, крымских, татар, которых в мае 1944 года советская власть депортировала в Сибирь и Среднюю Азию. Их вывезли с родных мест в течение суток. Многие не доехали до мест нового жительства, умерев в вагонах для скота и на забытых Богом полустанках. Ещё больше похоронили детей, особенно младенцев, которым в дороге не хватало всего, что необходимо детскому организму для роста. Их советская власть, вместе со всем народом, объявила предателями и разметала по снегам, степям да пустыням.
Выжившие, их дети и внуки, вернулись в постсоветский уже, а потом и в украинский Крым, где их не ждали. Их земли и дома, жилища их отцов и дедов были заняты другими, также мало в чём виноватыми людьми. Конечно, возникло напряжение, непонимание, начались стычки.
– Украинское правительство кивало при этом на Россию, – делится болью ставшего для неё близким народа крымских татар Луиза Шамсутдинова. – Мол, она вас выселяла, пусть она и реабилитирует. Но со своей стороны Россия это сделала.
C 1991 в РФ действует закон о реабилитации репрессированных народов. Естественно, находясь теперь в российском правовом поле, татары Крыма попадают под действие этого закона. Как и закона о жертвах политических репрессий, который работает у нас также с девяностых годов. Плюсом ко всему следует считать и намерение депутатов Госдумы, накануне референдума в Крыму высказавшихся за принятие закона о реабилитации крымских татар.
23 года нечто подобного крымские татары добивались от Украины. Тщетно. По обычаю, лукавили братья-украинцы: не Россия выселяла крымских татар с полуострова, а правительство СССР, в котором самым ярым исполнителем репрессивной воли ВКП(б) был украинец, всё тот же самый Никита Хрущев. Тот, кто подарил потом российский Крым своей родной Украине.
Недоверие к России, основанное на давней обиде, сохранялось среди татарского населения Крыма до исторических мартовских дней 2014-го. И всё же на состоявшемся референдуме большинство крымских татар высказалось за присоединение Крыма к России. Не все, что естественно, потому что осталась горечь за годы депортации народа, который никак не мог быть целиком и полностью предателем, включая погибших грудничков.
В августе 2013 года в рамках мероприятия «День коренных народов мира», проходившего в Симферополе, была создана новая организация – Международный общественный союз «Коренные народы Евразии», где были поставлены различные её цели и задачи. В данный союз вошла и РТОО «Наследие».
– Дело в том, что крымские татары, – считает Луиза Шамсутдинова, – заслуживают признания как коренные народы Крыма! Статус коренных народов, по-моему мнению, решит их многие вопросы.
А жить надо дальше в другой стране, которая взяла на себя и успехи, и ошибки, и преступления руководства всего СССР. И Россия исправляет их, и несёт за них ответственность. Одна за всех опять же.
Не только Москва теперь отвечает за Крым, но и его правительство. То самое, где вторую скрипку играет Рустам Темиргалиев. И у него всё получится, считает его тётя, тоболячка, Луиза Шамсутдинова.
Тимур Волков