– По оснащению из всех государственных учреждений Тюменской области мы уступаем только администрации, – с гордостью сообщил директор Центра занятости населения Ю.В. Рябинин. – С подачи нашего департамента всё новое сразу внедряем в практику. Работаем с программным комплексом «Катарсис» (услуги гражданам и работодателям), как и все службы занятости населения России, вплоть до Министерства труда и социального развития. В Москве Минтруд может посмотреть информацию о том, какие виды услуг оказываем любому безработному человеку. Всё на современном уровне.
Данное программное обеспечение настроено на взаимодействие с единым порталом госуслуг, который действует по Тюменской области. Любой работодатель, гражданин, соискатель может через сайт обратиться в ЦЗН и получить услугу в электронном виде. Посредством этого портала можно выйти на любой центр занятости, не приходя в офис. Это очень удобно и экономит время. На данный момент служба занятости предоставляет пять услуг в электронном виде:
– информирование о положении на рынке труда Тюменской области;
– осуществление социальных выплат гражданам, признанными безработными в установленном порядке;
– содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе кадров;
– организацию проведения и оплаты общественных работ;
– приём заявлений на временные работы.
ЦЗН, используя систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), оказывает услуги по запросам управления социальной защиты населения. Теперь, чтобы получить справку, состоит ли человек на учёте, получает ли пособие, не нужно обращаться непосредственно в офис службы занятости. Справка с электронной подписью по интернету имеет статус официального документа. Предоставляется центром занятости в органы соцзащиты в течение пяти дней. За 2013 год было оформлено 1 100 таких справок. За два месяца текущего года ЦЗН дал более 200 ответов на запросы службы социальной защиты населения.
Активно ведётся электронный документооборот через данную систему также с Пенсионным фондом и налоговой службой. Функции постоянно расширяются: сейчас настраивается программа по взаимодействию с миграционной службой в помощь с трудоустройством граждан из других стран. В перспективе – работа с судебными приставами. Всё зависит от технического оснащения этих госучреждений, центр занятости в этом плане полностью готов.
С 2010 года действует проект «Электронный работодатель», по которому организации, учреждения в соответствии со статьёй № 25 Закона РФ «О занятости населения» предоставляют в ЦЗН сведения о рабочих местах. Кадровые службы организаций могут, не выходя из офиса, взаимодействовать с центром занятости посредством размещения вакансий, получения информации о гражданах, нуждающихся в трудоустройстве через данный сервис. В Аромашевском районе 25 учреждений пользуются системой «Электронный работодатель». Такая услуга помогает снизить объём бумажных носителей, сэкономить время, заявки оформляются он-лайн, электронная база вакансий обновляется ежедневно. Удобно и соискателям, и работодателям.
Информационные киоски ЦЗН – ещё один вид услуг в электронном виде. В райцентре функционирует два таких электронных устройства: в офисе службы занятости и в управлении соцзащиты населения. В планах второй киоск перенести в Дом детского творчества, чтобы школьники могли посмотреть, какие профессии, услуги востребованы на рынке труда, владели любой информацией по профориентации. Киоск позволяет выйти на сайт «Работа России», разместить своё резюме, просмотреть вакансии, связаться с работодателем.
Предоставление государственных услуг в электронном виде во времена технического прогресса оправдано, но, как пояснил Юрий Валерьевич:
– Население через интернет в центр занятости пока ещё не активно обращается. Людям непривычно: надо уметь пользоваться, знать порядок работы с порталом. Перспектива, конечно, большая. Опять же личное общение – альтернатива, с точки зрения подбора кадров. Например, пришёл человек в поиске определённой работы, а вакансий нет, проведём профориентационную работу по смежной профессии.