Медиакарта
20:40 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Регион новаторских идей: курс на аттестацию


компетентно

● Наталья ШЕВЧИК, заместитель губернатора Тюменской области: – Сегодня 84 процента школьников Тюменской области имеет возможность обучаться в комфортных условиях. Этот показатель увеличился в два раза за небольшой отрезок времени. Выбранный путь гражданско-общественного управления общим образованием, автономизация учебных заведений позволяет населению быть ближе к школам, знать, чем они живут.


мнения

■ Сергей УСОЛЬЦЕВ, заместитель председателя Тюменской областной Думы:

– Партийный проект «Детские сады – детям» создан для того, чтобы поднять престиж дошкольного образования. Перед нами стояла задача проанализировать ситуацию с дефицитом мест и подготовить областную целевую программу. Уже в сентябре планируем согласовать ее с губернатором. При принятии областного бюджета очень хочется выделить для этой сферы отдельную строку расходов. Что сделано? В детских садах увеличивается число групп. К ним возвращаются здания, используемые не по назначению. Строятся новые садики. Ремонтируются уже существующие. К концу 2010 года будет устроено примерно шесть тысяч детей в возрасте от трех до семи лет. Продолжается работа по продвижению законодательной инициативы по выплате пособия по уходу за ребенком до трех лет.

■ Игорь РЕМОРЕНКО, директор департамента стратегического развития Министерства образования и науки Российской Федерации:

– Тюменская область – бессменный лидер модернизации системы образования. Именно на вашей территории хочется обсудить тему перехода на новый порядок аттестации учителей. Сейчас она проходит формально. Нужно, чтобы аттестация стала процедурой, когда каждый педагог через пять лет работы сдавал бы так называемый экзамен на профпригодность, в том числе на знание информационных технологий и владение ими. В настоящее время в России объявлено три конкурса, в которых Тюменская область принимает самое активное участие. Первый – поддержка программ кооперации вузов и промышленного сектора (промышленное предприятие заказывает вузу определенные разработки). Второй – развитие вузовской инновационной инфраструктуры (вуз занимается коммерциализацией научных разработок и доводит их до создания собственного малого инновационного предприятия). Третий – привлечение в вузы ведущих ученых, в том числе из-за рубежа, для придания высшей школе нового импульса.


Традиционная педагогическая конференция работников системы образования Тюменской области пригласила к диалогу более двух тысяч участников

нацпроект

Август для системы образования – месяц ответственный. Пока ребята с любопытством просматривают учебники, повторяют правила и таблицу умножения, а также подбирают наряд на торжественную линейку, руководители учреждений и педагоги обсуждают планы на новый учебный год и делятся опытом. Главной площадкой для такого диалога во второй раз стал зал заседаний департамента образования и науки Тюменской области. В минувший вторник в конференции работников системы образования региона приняло участие порядка 2 500 человек из всех муниципальных образований юга.

——

Естественно, столько мест за круглым столом не нашлось… Общались посредством видео­связи. Кстати, лейтмотивом столь масштабного педсовета стало именно формирование информационной инфраструктуры образовательных учреждений и использование в учебном процессе современных технологий, что президент России Дмитрий Медведев назвал в числе инициатив по развитию страны. Кроме того, пленарное заседание было посвящено вопросам повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях становления информационного общества, а также реализации социальных проектов в рамках мероприятий Года учителя.

Как воспитать конкурентоспособного специалиста?

С докладом «Образование-2011: новые вызовы» выступил гость конференции, директор департамента стратегического развития Министерства образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко, обративший внимание участников на катастрофическое уменьшение числа школьников в стране. «В 1998 году их было двадцать миллионов. Сейчас – на семь миллионов меньше… Через пару лет количество студентов высших учебных заведений сократится с 7,5 до 4,2 миллиона человек. Очень важно, чтобы каждый участник экономического процесса был максимально полезен обществу и государству», – считает Игорь Михайлович. Поэтому уже сегодняшних школьников необходимо готовить будущими конкурентоспособными и компетентными специалистами.

В этом плане чиновнику близка идея «уклада в образовании» заслуженного учителя России Александра Тубельского, возглавлявшего Ассоциацию инновационных школ и центров, руководившего самым крупным в мире альтернативным образовательным учреждением «Самоопределение». Его храм знаний построен по принципу демократического государства, в нем действует свой парламент, состоящий из учеников, учителей и родителей, он имеет свою конституцию. Что есть уклад? Это и внимание к системе принятия решений, и особенное проведение общешкольных праздников, вечеров, соревнований, олимпиад. Как ребята относятся к контрольным работам? А к списыванию? Все учитывал мудрый педагог. Методике Тубельского, вот неожиданность, оказались близки «Принципы инновационной экономики в образовании», о которых часто говорят в последнее время. Это технологичность инноваций (проектная деятельность на каждом уроке), комплексность инноваций (приглашение к участию в школьных мероприятиях абсолютно всех ребят), а также разумное сочетание дисциплины и творчества.

В конце выступления Реморенко назвал основные задачи образовательной сферы на 2010–2011 годы. Приоритетом сентября является привлечение в учебные заведения молодых преподавателей. В октяб-ре стартует аттестация учителей на компетентносной основе. До конца 2010 года необходимо наладить систему апробации индивидуальных достижений школьников. Скорее всего, вместе с аттестатом они будут получать личное портфолио успехов и побед. В сентябре 2011 года школы начнут переход на новые образовательные стандарты.

– Уровень информатизации школы является главной характеристикой ее полноценности, прозвучало в начале июля в Твери на заседании Совета по развитию единого информационного общества России. Система образования должна дать людям знания и навыки, необходимые для создания нового уклада жизни, который обеспечит переход на инновационный путь развития российского общества, – начала выступление директор областного департамента образования и науки Ирина Лысакова.

По словам Ирины Николаевны, за счет средств областного бюджета гарантированный доступ к сети Интернет в настоящее время имеют все храмы знаний региона, что соответствует общероссийской тенденции. Правда, школьных сайтов пока не очень много. А они, как известно, – один из эффективных и быстрых способов связи с окружающим миром, площадка для обмена опытом, платформа для общения учеников и педагогов из разных городов и даже стран. На конференции представители департамента рекомендовали до конца года открыть собственные интернет-странички тем учебным заведениям, которые их пока не имеют. На пользу пойдет и разрабатываемый программный продукт «Школа Тюменской области», который позволит систематизированно размещать актуальную информацию об учреждении, предоставлять электронные услуги.

Звания, дипломы, благодарности – лучшим!

Не обошлось без наград! Часть представителей педагогической элиты региона поздравили в канун 66-летия Тюменской области. Часть – на конференции. Звание «Почетный работник образования РФ» получили директор тюменского детского сада № 50 Екатерина Вешкурцева, учитель русского языка и литературы Нижнетавдинской школы Тамара Болгова, учитель математики Карабашской школы Ялуторовского района Нина Веренич, учитель физики и математики юргинской школы № 1 Зоя Квиндт, учитель иностранных языков Переваловской школы Тюменского района Зоя Примакова, учитель начальных классов ишимской школы № 1 Елена Трушникова. Благодарности губернатора вручили учителю химии и биологии Поддубровинской школы Викуловского района Надежде Долгалевой и воспитателю армизонского детского сада «Солнышко» Ирине Дерега.

Почетные грамоты от областной Думы домой увезли директор тюменской школы № 73 Василий Химей, учитель начальных классов Маслянской школы Сладковского района Надежда Мыльникова, учитель начальных классов Березовской школы Нижнетавдинского района Раиса Крутикова, учитель технологии тюменской школы № 25 Наталья Погребняк, учитель английского языка Людмила Карандей и учитель начальных классов Наталья Киселева из тюменской школы № 72, учитель русского языка и литературы тюменской школы № 59 Людмила Дворецкая. Благодарственным письмом от думцев одарили учителя физкультуры из тюменской «пятьдесят девятой» Елену Комарову.

В рамках августовского педагогического совета были объявлены победители конкурса «Детские сады – детям», в котором приняло участие около пятидесяти дошкольных учреждений. Денежные премии в размере двухсот тысяч рублей, грамоты и роскошные букеты – по-моему, это замечательный подарок к началу учебного года! «Лучшим городским детским садом» признан тюменский садик № 50, «Лучшим сельским детским садом» – казанский садик «Солнышко». «Лучший детский сад компенсирующего вида» – коррекционный детский сад № 28 города Тюмени. «Лучший ведомственный детский сад» – тюменский детский сад № 156 завода «Нефтемаш». «Лучший частный детский сад» – тюменский детский развивающий центр «Ступеньки». «Лучшим педагогическим коллективом детского сада» назвали коллектив ялуторовского садика № 10. «Лучшим воспитателем» – Юлию Кохановскую из Богандинского детского сада «Светлячок».

…В январе 2011 года учителей Тюменской области ждет глобальная аттестация. Они станут одними из первых в стране, кто пройдет это испытание. Кстати сказать, региону не привыкать быть в лидерах по модернизации системы образования.

Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ

Автор статьи: Ирина НИКИТИНА

Метки: Повестка дня

Рубрика: Образование