Медиакарта
7:21 | 1 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Скоро грянет буря!

«Как всякий современник не могу ни в чём разобраться, ничего не понимаю…» – из «Петербургских дневников» Зинаиды Гиппиус.

Пётр Милюков, депутат IV Госдумы, писал: «1914 год начинался неблагополучно. В воздухе пахло порохом». Но исторический опыт показывает, что порохом начинает пахнуть обычно из столиц. И только много позднее этот запах большой беды начинает витать в провинции.

Не верите? Полистаем пожелтевшие страницы «Тобольских губернских ведомостей», начиная с января 1914 г. Чтение это на первых порах «навевает сон золотой».

Какие рождественские балы, какие маскарады и детские ёлки! Сухие судебные хроники. Информация о передвижениях чиновников по должности и по губернии. Извещения о наградах и отставках.

А язык какой, только вслушайтесь: «Государь Император Всемилостивейше соизволил пожаловать января 1-го сего 1914 года за отличие по службе медалью «За усердие» старшего надзирателя Тобольской каторжной № 1 тюрьмы Порфирия Дмитрие­ва».

Четыре (!!!) страницы отведены для рекламы подписных изданий. Огромный выбор газет и журналов на любой вкус. Цена – от 2 до 3 рублей (столько же стоил на тобольском рынке 1 пуд мяса).

Журнал «Женщина» с руководством по уходу за детьми и домом, кулинарными рецептами. Ну а тобольские дамы высшего света наверняка подписывались на журнал «Красивые Парижские моды». Ещё бы! Ведь издательница госпожа Богельман гарантировала доставку понравившихся моделей в любой город России. Большой выбор периодики на садово-огородную тему (можно выписать и «7 пакетов элитных семян»).

Читающий город, читающая Россия! И ничего про запах военного пороха, который ощущал в столице Милюков.

Para Bellum

Хочешь мира – готовься к вой­не (Si vis pacem, para bellum) – говаривали древние. 11 февраля 1914 года Тобольская городская управа «объявляет список на купцов и мещан, родившихся в 1893 года, коим исполнилось на момент 1 января 20 лет». Они «приглашаются для проверки семейного положения» (семейные освобождались от действительной службы).

В ходе реформ 1906 года срок действительной службы был сокращён до трёх лет. Это позволило России иметь 1,5-миллионную армию на 2/3 состоящую из солдат 2-го и 3-го года службы и значительное количество резервов.

Солдаты в русской армии в прямом смысле были отборные, ведь человеческие ресурсы тогда превышали потребности вооружённых сил, и из всех призывников медкомиссия отбирала только 52%. К примеру, в Германии отсев составлял всего 3% – не брали разве что инвалидов.

Поступать в войска можно было и добровольно. 24 апреля 1914 г. «Тобольские губернские ведомости» поясняли, что «лица, заявившие желание поступить в войска охотником при освидетельствовании медицинской комиссией и признания их годными к службе зачисляются в ополчение 1-го разряда, а лица, не освидетельствованные медиками – в ополчение 2-го разряда».

Были и уклонисты. В опуб­ликованном списке таковых по Тобольскому уезду было в 1914 году более 90 человек, причём с указанием имени и положения отца (если таковой имелся).

Вспомним о том, что русская армия того периода была отлично оснащена. На вооружении состояла 3-линейная винтовка Мосина, револьвер Нагана, пулемёт Максима, усовершенствованный тульскими оружейниками. Все эти образчики оружия превосходили или, во всяком случае, не уступали зарубежным аналогам.

Русская армия насчитывала 263 самолёта и 3 тысячи автомобилей. В германской армии – 232 и 83 единицы соответственно.

Отечественные изобретатели Фёдоров, Токарев, Рощепей создавали образцы автоматических винтовок, мичман Власов и капитан Гобято – первый в мире миномёт. Сын Дмитрия Ивановича Менделеева – Василий – разработал уникальный проект сверхтяжёлого танка (в жизнь воплощён, правда, не был).

Ать-два – горе не беда

Обучение молодых бойцов в русской армии проходило по утверждённой программе. 4 месяца они проходили строевую и физическую подготовку и обучались владению оружием. Учителями («дядьками») были унтер-офицеры. Учебный год заканчивался проведением больших военных манёвров.

Эффективной подготовке воинов мешала необразованность призывников. Всеобщая мобилизация выявила 61% неграмотных, тогда как в Германии их было всего 0,04%, в Англии – 1%, во Франции – 3,4%, в США – 3,8%. Второй проблемой русской армии была её отягощённость хозяйственной деятельностью. Войска во многом содержали себя сами, и полковые хлебопекарни, и сапожные мастерские отнимали множество ресурсов и внимания начальства.

Например, командир 36-го Сибирского стрелкового полка одновременно получил благодарность «за расположение полка, содержащегося отлично и в полном порядке» и замечание «за неудовлетворительную подготовку обучения полка».

Не случайно, как сообщают «Тобольские губернские ведомости», 6-недельные учения нижних чинов запаса проводились не только для унтер-офицеров, но и для хлебопёков и всех прочих нестроевых. В 1914 году им не суждено было состояться, потому что планировались они на осень.

Но об этом знаем мы, потомки, а уволенные в запас тоболяки уже с лета прикидывали, как половчее управиться с хозяйством, чтобы со спокойной душой отправиться на сборы.

Итак, тянет ли порохом со страниц главной губернской газеты? Пожалуй, нет. Привычная мирная жизнь провинциальных сибирских городов. Чиновники ревниво следят за карьерой коллег, купцы и мещане решают вопросы о наследстве и недвижимости, полиция разыскивает подозреваемых в преступлениях. Имеющие право голоса 1 апреля избирают гласных Тобольской городской Думы на 1914-1918 гг. и через месяц присяжных заседателей на 1915 год.

О войне, похоже, никто не думает.