Медиакарта
17:38 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Глубокий след в жизни - школа

Сорокинская средняя школа имеет славную историю, начиная с 1927 г., когда была образована начальная школа. В 1931–1941 гг. была неполной средней школой, затем получила статус средней школы. Первые её выпускники со средним образованием окончили школу в 1942 г. В первой половине 60-х годов она была единственная школа в районе с дневной формой обучения, в которой выпускники получали общее среднее образование. В районном центре также существовали вечерняя школа, одна неполная средняя, две начальные, музыкальная школы. В других населённых пунктах функционировали неполные средние и начальные школы. Выбор для рассмотрения исторического развития средней школы в первой половине 60-х годов обусловлен тем, что в этот период мне довелось обучаться в ней и быть участником многих событий школьной жизни. Поэтому необходимо назвать тех учителей, которые нас учили, и одноклас-сников, которые у них учились. Важным обстоятельством является то, что в связи с образованием укрупнённых районов 1 февраля 1963 г. район упразднили, и Большое Сорокино передали в Ишимский район. 12 января 1965 г. район вновь был восстановлен. Его упразднение значительно повлияло на местное сообщество, однако и в этих условиях продолжали развиваться все его сферы, включая образование.

В сентябре 1962 г. после получения неполного среднего образования выпускники восьмых классов средней школы, Александровской, Ворсихинской, Готопутовской, Знаменщиковской, Покровской и Сорокинской неполных средних (восьмилетних) школ пришли продолжать учёбу в 9-й класс средней школы. Основная цель за-ключалась в приобретении общего среднего образования. Директором школы был Е.Н. Голобородько (1960–1963 гг.). Занятия проходили в старом двухэтажном здании и других помещениях, находившихся на школьной территории. В ноябре 1963 г. открылось новое здание школы. Переезд из старого в новое здание был весьма щедрым подарком для школьников и всего школьного коллектива. Мне довелось выступить от имени учеников на торжественном митинге, посвящённом открытию нового здания.

В 1963 г. из трёх девятых создали два десятых класса, которые сохранились до выпуска в 1965 г. Во многом это было связано с обязательным введением производственного обучения и переходом от десятилетнего образования к одиннадцатилетнему. Некоторые ученики не стали продолжать обучение в десятом классе средней школы и перешли на учёбу в вечерней школе, в которой не предусматривалось обучения в одиннадцатом классе.

В средней школе наряду с общим образованием было введено производственное обучение. Для юношей нашего класса было организовано преподавание полеводства и тракторного дела. После окончания производственного обучения 11 человек получили специальность тракториста-машиниста. В параллельном классе юноши и девушки занимались изучением животноводства. Производственное обучение включало не только изучение учебного материала, но и практическую работу на пришкольном участке, в семенной лаборатории, в поле и на животноводческой ферме в колхозе «Россия». В нашем классе производственное обучение проводили В.Ф. Фадеев, который вёл у нас и уроки черчения, и П.С. Сметанкин. Благодаря В.Ф. Фадееву была организована ученическая полеводческая производственная бригада и построен летний производственный лагерь. Работали неплохо, наши экспонаты демонстрировались на районных и областных выставках, школа занимала призовые места в районе и области. По инициативе В.Ф. Фадеева меня назначили бригадиром ученической полеводческой производственной бригады. В параллельном классе существовала ученическая животноводческая бригада, бригадиром которой была Г. Рачёва. Она участвовала в качестве делегата первого Всесоюзного слёта ученических производственных бригад в Москве. В ученической полеводческой бригаде занимался организаторской работой, представлял результаты её работы на районном и областном слётах. В Тюмени доверили вести областной слёт ученических производственных бригад в присутствии тогдашнего первого секретаря сельского обкома партии Б.Е. Щербины. Работой ученической полеводческой производственной бригады постоянно интересовались специалисты отдела школьной молодёжи сельского обкома комсомола. В летний производственный лагерь и на пришкольный участок приезжали работники районного отдела народного образования и областной станция юных натуралистов.

За организацию производственного обучения и опытной работы средняя школа и В.Ф. Фадеев получили различные награды. Меня наградили грамотой Министерства просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ за высокие показатели во Всероссийском конкурсе на лучшую постановку в школах и во внешкольных учреждениях РСФСР опытной работы по сельскому хозяйству. За активное участие в областном конкурсе на лучшую опытническую работу по сельскому хозяйству был награждён грамотой Тюменского сельского обкома комсомола и областного отдела народного образования, за хорошее руководство ученической производственной бригадой – грамотой Ишимского районного отдела народного образования и райкома комсомола.

В нашем классе было ещё одно направление производственного обучения – пионерское дело. Двенадцать девушек и один юноша: А. Дюрягин изучали пионерское дело. Занятия с ними проводили М.С. Зубченко, старшая пионервожатая Э.Г. Стрельцова, работники районного Дома пионеров. Практика проходила в пионерских отрядах школьной пионерской дружины и районном Доме пионеров. Следует отметить, что основное значение производственного обучения состояло в трудовом воспитании учащихся. Возможно, оно явилось одним из факторов выбора одноклассниками будущих профессий педагога и работника сельского хозяйства. Десять выпускников, из них 9 человек, которые изучали пионерское дело, после окончания школы поступили в педагогические институты, двое – в сельскохозяйственный институт.

Активная школьная жизнь началась после прихода в 1963 г. на место директора школы М.С. Зубченко, которая была директором дважды – в 1963–1967 гг. и в 1973–1974 гг. Она знала многих из нас ещё в восьмилетней школе, где до перехода в среднюю школу работала директором, преподавала русский язык и литературу. На протяжении трёх лет нас учили своим предметам и воспитывали прекрасные учителя. В.А. Вакуленко преподавала физику и астрономию, была классным руководителем, Т.А. Сметанкина – химию. М.Ф. Фадеева вела уроки алгебры, геометрии и тригонометрии, Л.И. Челнокова – биологии, В.С. Ярославцева – географии и обществоведения. Русскому языку и литературе учили Т.Н. Данилова, Л.И. Смоленская, Л.С. Чучмарёва, истории СССР и всеобщей истории – М.С. Иващенко, Т.И. Жилина. Занятия по физкультуре проводили Г.Ф. Кульков и А.Г. Филиппов. В старших классах преподавали два иностранных языка – немецкий (И.Ф. Кулькова) и французский (В.Ф. Скляр). В.Ф. Скляр вышла замуж и навсегда уехала из села. Замену ей не нашли, и ученики остались без изучения французского языка. М.С. Зубченко и В.А. Вакуленко получили звание заслуженного учителя РСФСР. Наши молодые учителя В.Ф. и М.Ф. Фадеевы, П.С. и Т.А. Сметанкины создали свои семьи. В последующие годы стали директорами средней школы Г.Ф. Кульков (1968–1970 гг.) и М.Ф. Фадеева (1978–1979 гг.). В настоящее время М.Ф. Фадеева (единственная из наших учителей) проживает в с. Большое Сорокино. В целом следует отметить, что полученные в школе знания нам пригодились. Искренняя благодарность за это всем учителям. Светлая память тем из них, которых нет среди нас.

Одноклассники активно участвовали во внеклассной работе, занимались общественными делами, художественной самодеятельностью, организацией отдыха.

Выступали с лекциями перед населением по общественно-политической тематике и международному положению, участвовали в мероприятиях, проводимых ученической комсомольской организацией. Мне довелось вместе с Г.Ф. Кульковым, представлявшим учительскую комсомольскую организацию, быть делегатом районной комсомольской конференции. Участвовали в художественной самодеятельности во время концертов перед населением, школьниками, на районных смотрах художественной самодеятельности.

В нашем классе создали агит-бригаду, которая выступала перед жителями близлежащих деревень. Одноклассники были участниками школьного хора. Некоторые из них играли в школьных спектаклях, постановщиком которых была М.С. Зубченко. Под руководством В.А. Вакуленко провели школьную пресс-конференцию, посвящённую Дню космонавтики. На ней ученики исполняли определённые роли. Я играл роль Президента АН СССР, другие ученики изображали космонавтов и журналистов.

Все мы были активными читателями в районной библиотеке, участвовали в читательских конференциях. Занимались спортом (играли в баскетбол, волейбол, футбол, катались на лыжах и коньках). Посещали школьные вечера. Ходили в кино, на танцы, концерты, встречи, проводимые в сельском клубе, расположенном в деревянном здании. Короче говоря, жили нормальной жизнью в условиях сельской среды, тем более что в первой половине 60-х годов в с. Большое Сорокино не было телевидения, компьютеров и Интернета.

В июне 1965 г. прошли выпускные экзамены и выпускной вечер. За отличные успехи в учёбе, труде и примерное поведение меня наградили золотых медалью. Такую же медаль получила А. Дудинова, выпускница 11 «б» класса. Получение нами золотых медалей стало вторым в истории школы. Из 24 выпускников нашего класса 18 получили высшее образование. Они стали студентами Свердловской высшей партийной школы, Уральского государственного университета, Омского политехнического, Тюменского сельскохозяйственного, Ишимского, Тобольского и Тюменского педагогических институтов. Высшее педагогическое образование получили Н. Губина, Г. Денисова, А. Дюрягин, С. Комарова, Л. Конева, Н. Ошвинцева, Л. Сергеева, Г. Суздальцева, Г. Ушакова, А. Фадеев. Подавляющее большинство из них работало в школах. Н. Алисионок, С. Бубнов, В. Кузнецов получили техническое образование, В. Калмыков, И. Колосов – сельскохозяйственное, у А. Аверина – философское, Н. Дробота – юридическое, В. Михалева – военное. А. Александров, Л. Ермакова, В. Калашникова, Н. Ладошина, В. Ромащенко, А. Тимошенко получили среднее профессиональное и общее образование.

Выпускники работали в сферах образования, сельского хозяйства, управления, в промышленности, средствах массовой информации. Занимались бытовым обслуживанием, служили в армии.

Авторитетом среди населения района пользуются Н. Дробот и И. Колосов. Н. Дробот был председателем районного совета народных депутатов, редактором районной газеты «Знамя труда», затем руководителем автономной некоммерческой организации «Информационно-издательский центр «Знамя труда», И. Колосов – главным агрономом совхоза «Ворсихинский», начальником районного управления сельским хозяйством, награждён орденом «Знак Почёта». А. Дюрягин работал заместителем председателя комитета по внешним экономическим связям Саратовской области, В. Кузнецов – ведущим конструктором по созданию космической техники.

В настоящее время выпускники Сорокинской средней школы (1965 г.) проживают в Иваново, Ишиме, Москве, Омске, Саратове, Тюмени, Уфе, Тюменской области.

В Сорокинском районе живут Н. Губина, Н. Дробот, Л. Ермакова, И. Колосов, Н. Ладошина, В. Ромащенко. Многие выпускники уже не работают, получают трудовую пенсию. К сожалению, не все дожили до сегодняшнего дня. Нет среди нас А. Александрова, Н. Алисионка, С. Бубнова, В. Калашниковой, Г. Суздальцевой и А. Фадеева.

Прошедшие годы дают основание сделать вывод, что у выпускников 11 «а» класса сложились разные судьбы, однако школа для нас явилась центром обучения, воспитания и культуры.

Автор: Александр АВЕРИН, профессор, доктор философских наук, заместитель декана юридического факультета имени М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.