Медиакарта
23:29 | 21 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школа искусств: свой среди своих

Школа искусств: свой среди своих
12:38 | 04 апреля 2014
Источник:

Детская школа искусств имени В. Знаменского — старейшее учреждение культуры нашей области — открылась в Тюмени в ноябре 1919 года. Тогда она называлась музыкальной школой, располагалась в помещении бывшего коммерческого училища (теперь — инженерно-строительная академия). В списках первого набора значилось 197 учеников…

— Ни гражданская война, ни экономический спад и разруха, следующие за ней, ни Великая Отечественная война не остановили работу коллектива ни на один день. Когда в 1941-м здание школы было временно закрыто, а инструменты отдали на хранение в семьи педагогов и учеников, занятия и музыкальные вечера всё равно не прекращались. Педагоги проводили их у себя дома, — рассказала директор школы искусств имени Знаменского Марианна Алёхина. — Историю нашего учебного заведения создавали неравнодушные и талантливые люди — скрипач и капельмейстер Михаил Николаевич Ушаков, музыкант, педагог и общественный деятель Владимир Васильевич Знаменский, выпускник Петербургской консерватории, ученик известного композитора Анатолия Константиновича Лядова Михаил Степанович Аржиловский... Всех имён не перечислить. Творческие традиции, заложенные этими замечательными людьми, бережно передаются из поколения в поколение без малого 100 лет. И сегодня в школе искусств трудятся настоящие мастера, влюблённые в свою профессию.

Некоторое время эта школа была единственным культурным «очагом», служила и учебным заведением, и филармонией... Сегодня она работает в четырех зданиях: на улице Республики, 42, улице Ленина, 8, улице Спорта, 95 и улице Судоремонтная, 2а. Знакомство с известной школой мы начали с Мыса.

— Этот микрорайон сейчас активно развивается. И, увы, не все «новосёлы» знают, что в шаговой доступности находится знаменитая школа искусств. Здесь ребятам разного возраста найдётся занятие по душе. Приезжайте, сами всё посмотрите и расскажете вашим читателям, — обратились с просьбой в редакцию родители-активисты. На предложение мы с удовольствием откликнулись…

Быстро обойти небольшое здание оказалось невозможным: хотелось рассмотреть выставленные в коридорах фотографии — напоминание о значимых событиях в жизни школы, дипломы, которые ребята получили на различных конкурсах, детские рисунки и, конечно, заглянуть в кабинеты. Мы с пристрастием и интересом изучали школьную жизнь. Здесь каждый ребенок с определенными способностями был своим среди своих — в атмосфере творчества, искусства, красоты.

— Обязательно пообщайтесь с Ириной Тихонцевой, преподавателем игры на фортепиано. Она может многое рассказать: училась здесь, на работу пришла в родную школу, — подсказала старший преподаватель школы искусств имени Знаменского Елена Берёзкина.

Уточним: среди учеников Ирины Тихонцевой — лауреаты различных конкурсов: городских, региональных, всероссийских. Для многих выпускников Ирины Владимировны школа искусств стала ступенькой в музыкальной карьере.

— Да всех учеников и не перечислишь, — улыбается Ирина Тихонцева. — Видите, сколько снимков? В каждом — своя история успеха. Александр Федотов — лауреат международных конкурсов, сейчас солист Омского музыкального театра. Сёстры Ирина и Надежда Поспеловы нашли себя в Ханты-Мансийске. Ирина — солистка «Духового оркестра Югры», Надежда — концертмейстер. Евгения Акулян, как и я когда-то, тоже вернулась в родную школу преподавателем…

Восьмилетней девчонкой Ирина Тихонцева записалась в музыкальную школу.

— В летнем лагере отдыхала вместе с девочками, которые играли на фортепиано. Они увлечённо рассказывали о своих занятиях — и мне тоже захотелось попробовать. Через какое-то время прониклась музыкой, поняла: это то самое, чем хотелось бы заниматься, — вспоминает она. — После школы закончила Тюменский колледж искусств, академию культуры. Куда пойду работать, даже не раздумывала. Мне нравится эта школа, этот район.

Общаться с «королевой музыкальных инструментов» — скрипкой мальчишек и девчонок учит в школе искусств Наталья Латышева. К слову, Наталья Григорьевна часто радует ценителей хорошей музыки концертами. Послушать её выступления могут воспитанники школы искусств, а также гости ДК «Строитель».

— Бывает, после концерта родители интересуются, как можно сына или дочь записать в ученики, — рассказала Наталья Латышева. — Ребёнок начинает заниматься. В первый же год видно: есть ли у него тяга к этому инструменту или стоит попробовать другой… Минимум лет восемь нужно, чтобы ученик смог выступать на сцене. Конечно, случаются всплески. Если у юного музыканта есть заинтересованность, целеустремлённость — успех не заставит себя долго ждать.

Музыканту нелегко добиться успеха на сцене: не всех выпускников ждёт звёздное будущее. Да и не каждый из них стремится стать профессиональным саксофонистом, скрипачом, пианистом… Зачем же тогда несколько лет учиться, зубрить ноты и гаммы, часами наигрывать заданную на дом мелодию? Прежде всего, уверяют преподаватели, для общего развития. Ученики музыкального отделения не спутают произведения Моцарта и Шуберта, Глинки и Чайковского… Уроки музыки помогают в изучении иностранных языков (человеку с музыкальным слухом легче уловить оттенки звуков), учат самодисциплине, трудолюбию и ответственности, умению владеть собой, видеть и понимать красоту — словом, раскрывают лучшие качества характера человека. В будущем всё это будет востребовано в любом виде деятельности.

Не проходят бесследно и занятия живописью. К слову, на художественном отделении школы искусств имени Знаменского учатся с пяти лет. Начинается обучение с основ изобразительного искусства: малышам показывают, как смешивать краски, разъясняют, что такое «оттенки цвета», «колорит»…

— После предварительной подготовки ребятам легче усваивать академическую программу, — пояснила преподаватель ИЗО Надежда Злыгостева. — Рисование способствует развитию моторики, цветовосприятия и чувства композиции. И главное — творческого мышления. Оно не бывает лишним в любой профессии. Если у человека есть потребность творить, то он расцветит даже самую рутинную работу.

…На репетиции хора «Родничок» мы задержались чуть подольше. С удовольствием послушали хорошие детские песни. Такие, увы, сейчас редкие гости на радио и телевидении.

Если ваш ребёнок любит напевать различные мелодии, рекомендую записать его в хор. В филиале школы искусств на Мысу их три — «Капельки», «Родничок» и «Рапсодия». Руководит ими Ольга Демидова. В репертуаре этих коллективов — произведения русской и зарубежной классической музыки, духовные и народные песни…

— Репертуар подбираю по возрасту. Ребята охотно учат слова. Те, которых вы слушали, занимаются уже не первый год. А поначалу учу их правильно дышать. А петь они начинают примерно через полгода или позже, всё от способностей и желания ребёнка зависит, — заверила Ольга Фёдоровна. Выпускница Алма-атинской консерватории имени Курмангазы, она устроилась в эту школу 17 лет назад. — Я живу в другом районе города. Не раз приглашали на работу поближе к дому — отказывалась. Как иначе? Привыкла и к преподавательскому коллективу, и к деткам. Сейчас у нас такая насыщенная конкурсная жизнь — скучать некогда. Мне нравится участвовать в творческих состязаниях. И детям тоже! Вы бы выдели, как ребята светятся от счастья после очередного концерта. А если выступление было отмечено дипломом — радости нет предела. Где ещё получишь такие эмоции?!

Конкурсы — отличный стимул для дальнейшего развития, и неважно, каким именно видом творчества занимается ребёнок. Выход на публику (пусть даже в зале — все свои) — всегда событие, к которому тщательно готовятся.

— Представьте, ребята из занятия в занятие повторяют заученные движения. Труд — монотонный, не всякому по силам. В группе остаются только те, кому танцы действительно интересны. Как взбодрить юных танцоров? Конкурс — лучший способ, — рассуждала преподаватель хореографии Елена Гультяева. В юности она увлекалась рукопашным боем, рисованием и шахматами, а ещё… мечтала стать балериной. Но в силу разных причин мечту осуществить не удалось.

— Пожалуй, это к лучшему. Я не стала балериной, зато открыла в себе страсть к преподаванию, — призналась Елена Юрьевна. — Мне нравится работать с детьми, сочинять танцы. Каждый из них — маленькая история, которую без слов рассказывают танцоры. Сейчас понимаю: хореография — это моё! В другой профессии не чувствовала бы себя так комфортно. Может, наши занятия помогут ребятам найти в будущем свою дорожку в жизни. Как узнаешь, если не попробуешь?..

В школе искусств у ребят есть возможность всерьёз и надолго увлечься творчеством. Шанс проявить себя здесь дают каждому.

— Внимательному родителю несложно самостоятельно распознать, какими способностями обладает малыш, если понаблюдать за ним, — заверила директор Марианна Алёхина. — А если возникают сомнения, стоит довериться профессионалам — привести ребёнка в нашу школу. Опытные педагоги обязательно помогут определиться. Ведь очень важно не просмотреть, не упустить шанс раскрыть творческий талант. К моему большому сожалению, встречаю много уже взрослых людей, которые считают свой выбор профессии неудачным и переживают о том, что когда-то их не отдали учиться в музыкальную, хореографическую или художественную школу. Нереализованный творческий потенциал, утраченные возможности в дальнейшем приводят к большим сожалениям.

Фото Сергея Киселёва.

Автор: Любовь Киселёва.