К СССР можно относиться по-разному, но стоит признать – это государство умело воплощать в жизнь масштабные проекты: например, повернуть вспять реку или… объяснить выпускникам школ, что работа руками ничуть не хуже конторской.
… Моя подруга с гордостью говорит: «Мой муж – сантехник». Он не пьет, а на работу ходит в рубашке и брюках. Там, конечно, переодевается, но не об этом речь. Еще он хорошо зарабатывает и без труда может починить кран в доме. Настоящий мужчина.
Она же, в свою очередь, получила высшее гуманитарное образование, удачное приложение которому ищет уже несколько лет – без особого, впрочем, успеха. Гуманитариев у нас много, поэтому платят им мало – работодатели знают, что любого специалиста можно хоть завтра заменить выпускником вуза, готовым «работать за еду».
И таких историй в городе масса: политологи, торгующие унитазами, и психологи, протягивающие к вам в квартиру интернет-кабель, экономисты за прилавками продуктовых магазинов и юристы, готовые смешать вам коктейль в баре. Некоторые из них, будучи еще учениками выпускных классов, честно сказали родителям: «Я не хочу поступать в вуз». Но сдались под напором родных, уверявших, что высшее образование – билет в счастливую жизнь.
Массовая культура, нужно признаться, тоже подливает масла в огонь. Подростки, которые сегодня смотрят телевизор и читают журналы, не сомневаются: высшее образование – это статус. Потом они поймут, что краснодеревщик в цеху или сварщик на буровой гораздо быстрей заработает на «мерседес», чем менеджер, часами просиживающий в офисе перед компьютером. Но менять род деятельности будет уже поздно.
… Рынок труда жаждет рабочих рук – эту нехитрую истину до школьников попытались на прошлой неделе донести в технопарке: за два дня четыре тысячи ребят познакомились с предложениями двух десятков институтов, колледжей и техникумов.
– Похоже, нам удалось заинтересовать школьников поступлением именно в средне-специальные учебные заведения. Впрочем, реальную картину мы увидим только после зачисления – тогда станет ясно, скольких школьников удалось убедить, – рассказывает заместитель директора коммерческо-финансового колледжа Наталья Марданова. – На ярмарке учебных мест многие из ребят интересовались практикой и спрашивали, какова вероятность трудоустройства. Жаль только, что большинство ребят тяготеют не к самым востребованным направлениям: экономика и бухгалтерский учет, финансы по отраслям… Не этих специалистов будут ждать с распростертыми объятиями. Возможность выбирать между несколькими работодателями получат товароведы и технологи общественного питания.
– Если составить список самых востребованных специальностей, то точки зрения абитуриентов и работодателей будут различны, – вторят Мардановой коллеги из лесотехнического техникума. – Например, на рынке труда не хватает технологов деревообработки и охотоведов, а школьникам почему-то кажется привлекательным ландшафтный дизайн…
Кстати, по словам специалистов, средне-специальное учебное заведение выгодно отличается от вуза еще и тем, что на несколько лет короче, а значит – выпускник раньше начинает нарабатывать стаж. Не стоит объяснять, что при устройстве на работу 25-летний бухгалтер с высшим образованием, но без опыта по всем статьям проигрывает своему сверстнику с дипломом колледжа и пятилетним стажем.
По словам Леонида Захарова, начальника отдела профориентации Центра занятости, планомерная работа позволит добиться того, чтобы школьники к выпускному вечеру точно знали: кем они хотят быть и нужны ли они будут городу со своей профессией. Ярмарка учебных мест – только первый шаг.
– В том числе необходима и работа с родителями, – говорит Захаров. – Прошлой осенью мы провели массовые родительские собрания в школах, рассказали мамам и папам, как нужно подходить к выбору профессии. Но этого недостаточно. Будем развивать и это направление тоже. А пока – дети и родители могут прийти на индивидуальную консультацию в Центр занятости.