Медиакарта
12:55 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Только за уши держи

За аршинные уши надобно ухватить нам Конька-Горбунка, дорогие сограждане! А то ведь того… уведут.

Да уже и уводят, как свели в сказке Ершова из балагана двух золотогривых коней братья Данило и Гаврило. Пошто «караул!» кричу?.. Ну да как же – дело известное. Году этак в 2010-м москвич Алексей Козловский придумал культурно-туристический межрегиональный проект «Сказочная карта России». Он же эту самую карту и набросал. По той версии Алёша Попович «прописался» в Ростове Великом, Змей Горыныч в тверском селе Приволжское (исконное название Гадово), Хозяйка Медной горы в уральской Сысерти, Золотая Рыбка в Болдино (а как иначе). Ну и так далее.

А вот Коньку-Горбунку автор карты, нимало не смутясь, место жительства определил в Ишиме. Причём в его варианте адрес и юридически неточен. «Город Ишим, Тобольский район, Тюменская область», – недрогнувшей рукой начертал Козловский.

Ишимцам, понятное дело, столичная задумка пришлась по вкусу. 12 апреля 2012 года известие было размещено на сайте www.vishime.ru с комментарием: «О том, что Ишим – родина Конька-Горбунка, «подтвердил» сам Пётр Ершов в первых строчках своей сказки: «Знать, столица та была недалече от села!». Аргумент, что и говорить, железный.

Где да что

Что за столица? При чём здесь село? Попробуем разобраться.

Родился Пётр Павлович Ершов в Ишимском уезде Тобольской губернии, в деревне Безрукова. Деревне, заметим, не селе – храма там не было, потому и крестили мальчика в Богоявленской церкви Ишима. Ну а Ишим, при всём уважении к этому населённому пункту, никогда «град-столицей» не был.

Но в одном спора нет. Безруковско-Ишимское рождение-крещение автора «Конька-Горбунка» – факт общеизвестный и в следующем году вместе с соседями нашими дружно отметим 200-летие Петра Павловича (родился 22 февраля (6 марта) 1815 года).

Будем помнить и о том, что отец Ершова Павел Алексеевич, уроженец (скорее всего) Тары, служил в Тобольске столоначальником, позднее – казначеем. И именно в нашем городе встретил он девицу Ефимию из знаменитого тобольского рода Пиленковых. И обвенчались они в 1807 году в Тобольске, в Захарьевской церкви. Потом уж в ишимские дали-то отправились.

Родился Пётр Ершов в Безруковой в 1815 году, а уже в 1824-м вместе с братом своим Николаем отправлен был в Тобольск – постигать науки.

Здесь, в сказочном нашем подгорье, в доме Пиленковых, парнишки и подрастали. На город на горе снизу вверх смотрели (ну, совсем как Иван с Коньком на Чудо-юдо рыбу-кит). В гимназии обучались, где директором был Иван Павлович Менделеев…

О связи этих грандиозных сибирских фамилий мы ещё обязательно поговорим, а сейчас вспомним (так, просто даты сошлись) о том, что Дмитрий Иванович Менделеев родился прямо в год написания сказки про Конька – в 1834-м. И, стало быть, в году нынешнем отмечаем мы 180-летие и великого учёного, и великого литературного произведения.

Ну а сказку Пётр Павлович в свет выпустил ни в Тобольске, ни, тем более, в Ишиме. Произошло сие в стольном городе Санкт-Петербурге… Вот и думайте, где же та самая «родина» Конька-Горбунка.

Авторское право

Лет этак 20 назад Александр Лацис в газетной публикации «Верните лошадь!» заявил о том, что автором «Конька-Горбунка» является Пушкин. Эту версию с удовольствием подхватили литературовед Вадим Перельмутер и критик Владимир Козаровецкий. Тогда же Елена и Валерий Уколовы заявили, что автором сказки и вовсе является… композитор Николай Девитте.

Эти исследователи начисто отрицают официальную версию, согласно которой Пушкин всего лишь «подарил» Ершову первые четыре строки, а всю сказку чрезвычайно высоко оценил. Лацис с Перельмутером продвигают свою теорию, истолковывая в её пользу все неясности и недомолвки (а они есть), связанные со сказкой про Ивана-Дурака и горбатого Конька.

Вот, говорят они, Пушкин написал ехиднейшую сказку-ложь-да-в-ней-намёк, изобличив императора и его окружение. А потом при помощи единомышленников обманул цензуру, «продвинув» произведение под авторством никому не известного автора из провинции. И что не только сатрапов от литературы провёл он, но, получив гонорар на подставного автора, сделал даже некую «заначку», о которой не знала супруга его Наталья Николаевна.

Тумана напущено много, но, несмотря на множество тайн, безусловно существующих вокруг «Конька», литературоведческий морок сей кажется всё же искусственным.

На мой взгляд, спор блестяще разрешает в своей работе «Конёк-Горбунок» в зеркале «сенсационного литературоведения» доцент кафедры филологии и культурологии Ишимского университета Татьяна Савченкова. Цитировать не стану – труд объёмный, но по названию каждый из вас легко может отыскать его в интернете и сделать свой вывод.

По-земляцки

Ишимцы вообще молодцы. Они творчество Ершова исследуют, они со всяческими, неприятными для всех нас, тенденциями борются. Они множество мероприятий, посвящённых автору «Конька-Горбунка», проводят. У Тобольска героев достаточно, и до Петра Павловича руки (мысли) не всегда доходят, хотя… Вот детских конкурсов (художественных, поделочных и стихочтецких) немало же проходит.

Достойно несёт имя Ершова драматический театр, и «Конёк-Горбунок» всегда в репертуаре. Фонд «Возрождение Тобольска» издал «Конька» в прекрасном полиграфическом исполнении, с массой иллюстраций, с достойными литературоведческими комментариями. 1 июня будет устроен 24-часовой поэтический марафон, посвящённый 180-летию сказки, известной всему миру.

Приведено в порядок место последнего упокоения Петра Ершова на Завальном кладбище. Туристы обязательно навещают могилу великого сына земли сибирской. Да и местный люд честной порой заглядывает.

В 2008 году… Ох, сколько ждали мы этого момента… Так вот – в 2008 году наконец-то появился в Тобольске памятник Ершову. Хороший, работы известного скульптора Переяславца, памятник. И безымянный сквер, принявший его, стал вдруг Ершовским. И застыли в нём несколько скульптур, посвящённых персонажам сказки. И все теперь там фотографируются, прям до исступления (даже руки скульптурные иногда прочь летят). Мало разве?.. Чего ещё желать?

Мерзость запустения

Иначе не могу я сказать про то, как выглядит сейчас улица Ершова… Хорошо, что театр. Прекрасно, что фонд. Великолепно, что сквер. Но снимите розовые очки и засуньте их в специальный чехольчик из батиста. Снимите и спуститесь в подгорную часть – на землю спуститесь. На ту самую землю, где, собственно, и прожил Петр Павлович Ершов всю свою тобольскую жизнь. И детство гимназическое, а затем и взрослые 33 года.

Дом Пиленкова. Ну, зажмурившись, мимо пробежим. Остановимся чуть дальше… Когда-то это была улица Почтовая. Потом стала носить имя Ершова. Потом (если память не изменяет – в 1973 году) с большим шумом, при всесоюзной огласке в начале этой улицы обустроили скверик и поставили памятник (бюст на высоком цоколе) литератору и просветителю. А на части улицы, до пересечения с ул. Семакова (Рождественской) устроили деревянную мостовую, воссоздав исторический облик квартала.

Эта самая мостовая соединяла памятный сквер с Домом Ершова. С невысоким, утопающим в зелени, строением, в котором Пётр Павлович прожил остаток своих тобольских лет.

О том, чтобы превратить эту усадьбу в дом-музей, задумывались ещё в 1940 году. Но, понятное дело, вскоре стало не до этого. Мемориальную табличку на стене укрепили – дальше дело не пошло. Одно время был он приютом Дому пионеров. Потом стоял без особого догляда… И в конце 80-х раскатали-раскидали уцелевшие стены, чтобы собрать потом на новом фундаменте да новой крышей увенчать. Да так и не увенчали. Девяностые годы XX века. Про дом тот совсем забыли. Да и про памятник… И в 2000-м по всей стране опять пронеслась весть – в Тобольске «украли Ершова»!

И теперь вот, накануне, напомню, 200-летия славного сына Сибири-матушки, что мы видим на улице, носящей его имя?..

Заброшенный сквер и ободранный постамент. Это тоже памятник. Но уже памятник вандализму и беспамятству. И ещё видим мы заросший тальником пустырёк и сваи бетонные, вбитые… Да нет – не в землю подгорную – в сердце тем, кто уважает прошлое своего города, своей страны.

Только и есть на улице Ершова, что «горбатый» мостик… Что ж, хоть такая память о Коньке-Горбунке. И за это спасибо.