Медиакарта
20:54 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

О специальной оценке условий труда

В 2014 году вступил в силу закон о специальной оценке условий труда. Теперь все предприятия обязаны определить, угрожают ли сотрудникам вредные и опасные факторы. О подробностях этого нововведения я побеседовала с ведущим инспектором ЦЗН Валентиной Николаевной Жулаевой.

– В чём суть специальной оценки условий труда, чем она отличается от известной нам аттестации рабочих мест?

– В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ. С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, в котором само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует. Определение специальной оценки условий труда и правила её проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.2013 года № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ). В нём говорится о том, что спецоценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. Данная процедура введена с 1 января 2014 года в целях урегулирования системы предоставления льгот и гарантий, повышения ответственности работодателей перед работниками.

– Кто должен проводить специальную оценку?

– Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников. Предприниматели без наёмного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придётся организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места. Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ. В этом же законе чётко сказано, что в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удалённо (дистанционные работники), специальную оценку проводить не нужно.

– Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

– Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке. Так, аттестацию назначали только в отношении мест, на которых использовались ручные инструменты, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, её необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом – в статье «Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не было. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Работодатель должен создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

 В состав комиссии включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку, — это юридическое лицо, которое соответствует трём критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причём как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене либо врачом по гигиене труда, или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Названия соответствующих организаций и фамилии экспертов заносят в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

– Расскажите о финансовом обеспечении данного мероприятия.

– C 5 февраля 2013 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 года № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения работодателем мероприятий по охране труда за счёт средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что на мероприятия по охране труда работодатель может израсходовать начисленные в 2014 году на заработную плату работников страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вместо перечисления их в Фонд социального страхования РФ.

Появилось нововведение Фонда социального страхования для предприятий малого и среднего бизнеса: если организация численностью до 100 человек на протяжении трёх лет не использовала право на финансирование предупредительных мер и не имеет задолженности перед региональным отделением, то она вправе получить сумму в размере 20% начисленных за эти три года страховых взносов.

– Каковы условия получения средств?

– Отсутствие на момент подачи заявления задолженности по уплате страховых взносов, недоимки, пени и штрафов. Для получения разрешения на финансирование предупредительных мер работодатель должен обратиться с заявлением и документами, подтверждающими обоснованность проведения запланированных мероприятий, в филиал Государственного учреждения – Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2014 года.

Документы, необходимые для оформления заявки на финансирование предупредительных мер: заявление, план финансирования предупредительных мер, копия плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Учёт выделенных средств страхователь ведёт самостоятельно и ежеквартально представляет отчёт об их использовании.

Формы документов можно найти на сайте Государственного учреждения — Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по электронному адресу: http://www.fsstyumen.ru (раздел «Охрана труда»).

– Как часто нужно проводить специальную оценку?

– По общему правилу её необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана (то есть ранее вышеуказанного срока). Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании работника, причинами которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

– Как проводится спецоценка, как оформляют её результаты?

– В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Те из них, на которых подобные факторы не выявлены, заносят в декларацию. Её нужно представить сотрудникам трудовой инспекции. Форма и порядок подачи декларации будут разработаны и утверждены специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего четыре класса: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь, вредные условия труда делятся на четыре подкласса – первой, второй, третьей и четвёртой степеней.

По окончании проведения спец-оценки комиссия составляет отчёт, в который включает ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и прочее. Форму отчёта и инструкцию по его заполнению обязаны утвердить специалисты Мин-труда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчётом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчёта. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии). – Валентина Николаевна, в нашем районе проходит месячник по охране труда. Какие мероприятия в его рамках запланированы Центром занятости населения?

– Со 2 по 4 апреля 2014 года в рамках месячника по инициативе Центра занятости населения на территории Сорокинского муниципального района проведены обучение по охране труда и семинар на тему: «Специальная оценка условий труда» – с привлечением представителей АНО ТО «Научно-исследовательский институт безопасности и жизнедеятельности» г. Тюмени Елены Александровны Шайдуровой и Любови Павловны Черенок. Приняли участие в данных мероприятиях глава Сорокинского муниципального района, главы сельских поселений, руководители предприятий и организаций, а также ответственные специалисты. В ходе проведения семинара рассмотрены наиболее актуальные вопросы, касающиеся новой специальной оценки условий труда (кто должен проводить специальную оценку, какие рабочие места ей подлежат, с чего начинать её проведение, как часто необходимо проводить специальную оценку, и как оформлять результаты проведения?).

Всем участникам семинара вручили информационный материал на тему: «Специальная оценка условий труда». По результатам проведения проверки знаний по охране труда слушатели получили удостоверения о повышении квалификации и удостоверения о проверке знания требований по охране труда.

Автор: Марина Лакман