Медиакарта
6:09 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Охота за головами на рынке труда

00:25 | 25 апреля 2014

Больше всего тюменский рынок труда нуждается в грузчиках, монтажниках, комплектовщиках и слесарях. Средний размер заплаты, которую обещают дефицитным кадрам, – 25 тысяч рублей.

Вас это не устраивает? Есть более «чистый» вариант, офисный. Но административному персоналу при трудоустройстве не стоит рассчитывать больше, чем на 20 тысяч, зато надо приготовиться к тому, что при этой зарплате руководитель потребует не только диплом о высшем образовании, но и знание иностранных языков…

К таким неутешительным выводам социологи службы исследований HeadHunter пришли, изучив вакансии и ответные резюме на самых популярных сайтах. Но проблема на рынке труда существует не первый год, и Центр занятости населения ее пытается решать.

Собственно, увеличить количество претендентов на рабочие профессии можно, убедив школьников отказаться от стремления в вуз в пользу техникума или колледжа.

Будем рассуждать логически. Тех, кто с с трудом дотянул до девятого класса, агитировать за рабочие специальности не нужно – они в институт не пройдут. С другой стороны, ребят, до 11-го класса имевших отличные или просто высокие оценки, вообще не убедишь поступать в училище. Получается, что целевой, так сказать, аудиторией для разговоров на тему профориентации или, точнее говоря, «профпереориентации» будут именно школьники-середнячки. Парни и девушки, которые в принципе могли бы получить высшее образование, но стали бы после получения диплома тем самым «офисным планктоном», звезд с неба не хватающим, но и не бедствующим.

Очень непросто убедить их в том, что быть сварщиком в робе за 25 тысяч лучше, чем менеджером за 20 тысяч, но в отглаженной рубашке.

Какова цена мастерства?

На очередную встречу пришли в основном девятиклассники. Тема, которую им предложили – конкурс профессионального мастерства «Славим человека труда», из Екатеринбурга приехала куратор проекта Жанна Рябцева. Правда, я засомневалась, что тема удачная: самые лучшие работники далеко не всегда бывают самими представительными, хорошими ораторами. А для того, чтобы заинтересовать рабочими специальностями молодых людей и девушек (а это и есть цель «Джоб-кафе»), нужны яркие образы.

Впрочем, началось мероприятие даже забавно: На первом снимке – мужчина среднего возраста. Крупный, грузноватый. Серьезное, сосредоточенное выражение лица, цепкий взгляд и складка между бровями. В общем – колоритный персонаж.

– Он бизнесмен! – выкрикивает вихрастый парнишка. И хор мальчишеских голосов его поддерживает. – Да! Такой может быть только предпринимателем, работающим на самого себя, а не «на дядю».

А мнения девушек разделились:

– Режиссер! Актер! Дирижер!..

… На следующей фотокарточке – молодой мужчина приятной внешности, ухмыляющийся в камеру. Его школьники сперва сочли «бездельником» и «сынком богатых родителей». А потом смилостивились и предложили другие варианты: актер, манекенщик или спортсмен. Третьего Мистера Икс – во фраке и с бабочкой – идентифицировали как музыканта или, в крайнем случае, ресторанного критика. Четвертого, благообразного толстячка с усами – как шеф-повара и почему-то – как исполнителя шансона. Пятого опять записали в музыканты – из-за одухотворенного выражения лица.

Каково было удивление школьников, когда оказалось, что все пятеро – представители одной и той же профессии. Они – бригада технического и капитального ремонта нефтяных скважин. Причем, лучшая бригада 2012 года по итогам конкурса «Славим человека труда».

После объявления сенсационной новости в глазах ребят зажегся неподдельный интерес. Пожалуй, они бы внимательно выслушали рассказ о том, чем на самом деле занимаются ремонтники и где можно этой профессии выучиться… Но… слово взяла Жанна Рябцева.

Она рассказала, что неотгаданных ремонтников специально для фотосессии одевали во фраки. Что большинство из них видело такую одежду только в телевизоре. Финал рассказа – история женщины, лучшего штукатура-маляра. Сменив спецодежду на вечернее платье и туфли на каблуке, она преобразилась, «стала похожа на телезвезду». Но… увидев себя – заплакала. Потому что «впервые в жизни надела вечернее платье и сделала прическу в парикмахерской». …Думаю, по окончании этой увлекательной истории девятиклассницы, скорее всего, вычеркнули из списка своих предпочтений профессию штукатура-маляра.

Каменщик – тоже художник

Разговор в «Джоб-кафе», начавшись живо, пришел в итоге к традиционным вопросам. Школьники упорно не хотели смещаться в сторону рабочих специальностей. Спрашивали директора областного департамента труда и занятости Сергея Кабанова: а врачи городу нужны? а учителя?..

Одна девушка заметила, что каменщики, может быть, и востребованы на рынке труда, но «профессия же совсем не творческая». Камень на камень, кирпич на кирпич – монотонная работа.

– Мы кладем стены типовых домов только пока учимся, – попытался ответить школьнице Леонид Захаров, начальник отдела профессиональной ориентации центра занятости. – Но посмотрите на потрясающую архитектуру Праги, посмотрите на Московский Кремль – эта красота тоже сложена из кирпича. Мастерам своего дела доверят именно такую работу. – Так ведь здания проектируют архитекторы, а не каменщики, – пробурчала девочка себе под нос. После мероприятия Леониду Захарову осталось лишь вздохнуть:

– Мои ровесники, всю жизнь проработавшие менеджерами, теперь мучаются вопросом: где плод моей работы? Нет ничего, что они могли бы взять в руки и сказать: «Это сделал я!» И их гнетет эта ситуация. Они были бы рады ехать по городу и рассказывать знакомым, мол, вот этот микрорайон моими руками сложен. Но осознание того, что вещественное доказательство твоей работы невероятно важно, приходит с возрастом. Есть ли смысл рассказывать об этом детям?

Автор: Дарья Ровбут