Двадцать лет назад в областном центре появился технический лицей. Появился, выстоял и теперь занимает ведущие позиции в городе. И не только потому, что в нём учатся одарённые дети. Это своего рода кузница абитуриентов для вузов, и прежде всего для родного Нефтегаза.
Что изменилось за пару десятилетий в этом нестандартном образовательном учреждении, знает специалист в сфере изучения качества жизни детей директор лицея, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования, психолог высшей квалификационной категории Николай Голиков.
-Я здесь не первый руководитель, поэтому мне не пришлось всё начинать с нуля. По сей день мы свято чтим традиции, заложенные в девяностых Леонидом Петровичем Бобером, однако, предпочитая шагать в ногу со временем, периодически привносим свои изменения. Я это называю иметь свой авторский административно-педагогический почерк. И он присущ не только мне, но и всем моим предшественникам.
-В чём же особенности Вашего почерка?
-По образованию я психолог, и не приемлю драконовские методы, ориентированные лишь на дисциплину, которая в значительной степени ограничивает свободу и не способствует развитию ребёнка. Первое, за что я стал бороться, - за образовательное право детей. Ранее было как? После звонка на первый урок двери этажа, на котором располагался лицей, закрывались на ключ, и никто не мог попасть на занятия. С одной стороны, у ребят хотели сформировать чувство ответственности: опаздывать нельзя, потому что ты можешь помешать заниматься учебным трудом другим. А с другой стороны, к нам приезжают дети из разных концов города, ближайших посёлков Тюменского района. Транспорт несовершенен. И лишать права на образование далеко живущих от лицея детей, стремящихся получить достойные знания, мягко выражаясь, педагогически нецелесообразно. Разумеется, двери мы открыли и ввели ещё ряд положений для улучшения психологического комфорта.
-Получается, полная либерализация…
-Вовсе нет. Качественное образование – это не только высокий уровень результатов ЕГЭ, но и оптимальный уровень качества жизни, основу которого составляют здоровье, социальная состоятельность и отношение к себе. Либерализация требований, к сожалению, опасна невозможностью сформировать у ребёнка социально-личностную зрелость. Он может стать человеком «без руля, без ветрил» или превратиться в «перекати поле», современного манкурта, не знающего своих истории и корней, не способного работать над собой, самостоятельно решать возникающие проблемы. Категорически против «офисного планктона», у которого низкий уровень жизнестойкости и он поглощается более конкурентоспособными или часто отбраковывается по причине несоответствия своих качеств запросам работодателя. Не хочу, чтобы наши выпускники были наполнены только предметными знаниями для сдачи ЕГЭ, напоминали нафаршированную рыбу, которая плавать не умеет.
Современная жизнь предъявляет к человеку очень высокие требования. Ритмы жизни столь стремительны, что человек не успевает адаптироваться к ситуациям, в которых оказывается. Это его начинает угнетать во всех отношениях. У каждого индивида есть свой психофизиологический предел возможностей. Нужно его знать и научиться разумно управлять процессами взаимодействия с другими, предвосхищать возникновение опасных для себя вариантов развития событий. Мы должны корректно научить детей распознавать свои слабые места и не провоцировать других на то, чтобы ими могли воспользоваться. В лицее зрелый педагогический коллектив, трое имеют психологическое образование, и мы пытаемся научить детей этому. В своих книгах я об этом пишу более подробно.
-Общеизвестно, что лицей является как бы первой ступенькой высшей школы. Учебный процесс в нём максимально приближен к вузовским реалиям. Моим коллегам Вы постоянно говорите о том, что ваши выпускники, став студентами, сдают предметы в большинстве своём на отлично и досрочно, не выходя на сессию, в общем-то, играючи, а после получения диплома без проблем находят себе работу.
-Не устану повторять: с самого начала лицей принципиально отличался от стандартной школы. У нас уроков в типичном понимании нет. Ребята приходят на пары. Нет пятибалльной системы оценок. У нас балльно-рейтинговая система. Это в школе можно за четверть получить три оценки: 4, 3, 4, и тебе поставят итоговую оценку 4. У нас же нужно потрудиться, заработать баллы по пяти контрольным точкам. Если не набрать минимально допустимого количества баллов за семестр – придётся выходить на сессию и сдавать экзамен. Нередко лекции у нас читают доценты и профессора нефтегаза. Поэтому, поступая в наш университет, дети вновь окунаются в привычную среду. Всё прозрачно и знакомо.
Недавно ко мне в кабинет заходила наша выпускница Элина Ткаченко, ныне студентка нефтегаза. Пришла просто в гости, пообщаться. По её словам, в вузе она чувствует себя как в лицее. Как дома, если хотите. Спокойно и защищённо. Куда ни посмотри, везде знакомые лица. Лица из лицея. Также нет оценок, а есть сессии, лабораторные работы, лекции. Она рассказала забавную историю. Когда шла с девушкой из своей группы по университету, то со многими здоровалась, с кем-то приятельски обнималась. Девушка удивлялась: «Откуда ты их всех знаешь?». А та, улыбаясь, отвечала: «Это же наши – лицеисты!».
- И часто к Вам вот так запросто заходят поболтать?
-Нередко. Если не очень занят, то всегда с удовольствием найду время для ребёнка. Кстати, ко мне заглядывают в основном не как к руководителю, а как к психологу. Попробуй отказать, когда тебе с порога по-взрослому заявляют: «Я с вами хочу поговорить не как с директором, а как с человеком».
-И всё это для качества жизни?
-Конечно. У наших ребят есть с кем поговорить. Внимательные педагоги, уважительно строгие. Если в отношении куратора группы что-то смущает, всегда найдутся двери другого взрослого, способного услышать и понять. Хочешь пообщаться с молодым человеком - пожалуйста, у нас совсем юный психолог – Элина Вадимовна Самохвалова, очень эрудированная, талантливая девушка, кстати, лауреат премии Президента РФ, лучший выпускник ТГУ 2012 года. Если хочешь поговорить с более зрелым, опытным человеком – пожалуйста, заходи в библиотеку. В уютном кабинете тебя обязательно выслушает Светлана Николаевна Соколова, библиотекарь, психолог высшей квалификационной категории. Для качества жизни очень важно самоощущение, отношение к себе и к тем, кто тебя окружает. Ребята-лицеисты в том возрасте, когда бывает необходимость «сверить» часы с уважаемым человеком, просто быть выслушанным и понятым. Иногда взрослые априори видят в подростках негативное, даже порочное, лишая их презумпции невиновности и навешивая ярлыки. В вопросах взрослеющих молодых людей нужно быть ювелирно точными, чтобы не навредить недоверием или чрезвычайной доверчивостью и подвергнуть ещё социально-личностно несформированных детей опасности. Всё не так просто. В современных детях много чего намешано. Вот нам, взрослым, и следует научиться калибровке: полезное, не полезное, опасное. Полезным я считаю и конфликты, только они должны быть конструктивными, т.е. созидательными. Конфликт – это же информация, которой нужно правильно воспользоваться. Маленькие конфликты, напряжённые ситуации – это как социальная прививка. Только «садовник»-учитель должен быть профессионалом: педагогом, немного психологом, немного социологом, если хотите, даже священником.
-То есть Вы к курсе, чем занимается каждый ученик?
-Не совсем так. Но очень хочется. Они не безличны для меня. Все лицеисты есть у меня на фотографии. Перед тем, как я иду на занятия (веду в 10 классе как доцент кафедры социальных технологий элективный курс конфликтологии), обязательно пересматриваю фотографии учеников с подписями и иду к каждому, а не в группу. Я уверен, что не только меня должны знать, но и я обязан ответить тем же.
Раньше про себя я слышал в коридорах - типа, мужик какой-то ходит. Вроде директор новый. А мне этого мало. Я стал задумываться, где меня дети видят. С тех пор взял за правило чаще общаться с детьми, не упускаю любой возможности. Обязательно встречаемся с победителями и призёрами олимпиад, научно-практических конференций. Это называется «Приём у директора». Накрываем столы: чай, кофе, торты. Обсуждаем результаты участия в интеллектуальных конкурсах, наши достижения и резервы для их наращивания. Проводим тренинги перед публичной защитой своих проектов. Задаём много вопросов по содержанию работы. И это создаёт для ребят своеобразную «подушку безопасности» на самой научной конференции. Результаты не заставили долго ждать. За последние три года лицей просто рванул и в олимпиадном движении, и в других интеллектуальных конкурсах. Дети знакомятся со мной не только как с официальным лицом, но и как с учёным, психологом, просто личностью.
-Говорят, молодёжь сейчас другая.
-Несомненно. Это было во все времена. Одно неизменно: дети, как всегда, хотят всё и сразу. А я ведь тоже у них учусь. Учусь оптимизму, лёгкости. Учусь ориентироваться в информационном пространстве. Ведь ученики постоянно заставляют обучаться.
-К слову, об учёбе. С четвёртого этажа нефтегазовского корпуса вы переехали буквально в хоромы. Стены не «жмут»?
-Мы 17 лет ютились на одном этаже учебно-лабораторного корпуса. Но это тоже играло некую положительную роль – замкнутый, плотный (в прямом смысле этого слова) мир, как пчёлы в улье. Сейчас у нас просторные холлы, можно отдохнуть, посидев на мягкой кожаной мебели или отдохнуть активно – сразившись в партию настольного тенниса. И думаю, мы заслужили достойную материальную базу, которую нам дал и даёт университет. Это и светлые классы, аудитории, лаборатории технологического института. Без современного медиаоборудования мы вообще не представляем себе учебный процесс. Практически все аудитории оснащены современно, добротно, с пользой для интеллектуального развития будущих инженеров-нефтяников.
-Но без талантливой молодежи Вы бы вряд ли так далеко продвинулись.
-Не без этого. Многие считают, что с моим приходом лицей превратился в адаптивную школу. А мне это приятно. Эта школа для всех – сильных и не очень. В ней найдёт место каждый ученик, не только талантливый. И у нас не бывает трудных подростков, а есть дети с особыми дополнительными образовательными потребностями. И наша задача - помочь ему самому выстроить свою дорожную карту развития. Кстати, балльно-рейтинговая система хороша именно с этой целью. Это ученик выступает в качестве социального проектировщика своей жизни, карьеры. Наша задача - помочь ему в этом.
-Однако это не значит, что Вы не отчисляете нерадивых учеников.
-Разумеется. Ежегодно пять-семь человек покидают лицей. Это происходит из-за того, что не выдерживают нагрузок или совершенно не готовы к самостоятельному принятию решений, распределению своих ресурсов. Их не научили своевременно рациональной организации своего труда с учётом учебных возможностей и сбалансированных интересов. А у нас, к сожалению, из-за программы повышенного уровня сложности не всегда хватает времени для компенсации упущенной подростком «учебной» выгоды. Хотя учителя, администрация делает всё для того, чтобы всё состоялось. Мы до последнего бьёмся за каждого ребёнка. И его уход из лицея воспринимаем как неудавшийся наш педагогический проект.
-Качество жизни, комфорт в обучении, управление стрессами, индивидуальный подход. А может, Вы просто большой хитрец?
-Может, и так. Время покажет. Сегодня время профессионализма. И мы в лицее стараемся соответствовать современным требованиям. Сегодня быть учителем недостаточно. Нужно быть социальным проектировщиком. Каждый ребёнок – это своеобразный социальный проект. Главным же архитектором должен стать ученик. И то, что Вы перечислили, я называю уважительной строгостью. Я как камень. Но камень из сказки с указателями: «Налево, направо, прямо пойдёшь – то получишь». Моя функция – лишь качественно информировать ребёнка, помочь ему сделать правильный выбор, но ответственность за выбор, за свои действия (или бездействие) лежит на нём самом.