Остановите на улице школьника и спросите: что за праздник такой, Первомай? Он, скорее всего, смутится. А потом вспомнит про коммунистов и Ленина. Но на самом деле за традицией устраивать демонстрации именно 1 мая стоит более чем двухсотлетняя история.
Российские политики в последнее время часто рассуждают о «не наших» праздниках. А ведь к этой категории можно причислить не один только Хэллоуин с его мистической атрибутикой. День международной солидарности трудящихся уж конечно был основан не в России. Больше того – даже не в Советском Союзе.
Трудяги в стране победившего капитализма
История праздника начинается в бедных районах промышленных американских городов: Нью-Йорка, Детройта, Чикаго. Жившие там мужчины, женщины и даже дети от рассвета до заката гнули спины, но получали очень маленькую зарплату. Решив исправить свое положение, они выдвинули власть имущим требование, которое нынешним поколениям работников покажется само собой разумеющимся – они всего лишь хотели восьмичасовой рабочий день.
Чтобы лучше донести свою мысль до высоко сидящих капиталистов-работодателей, 350 тысяч американских трудящихся 1 мая 1886 года устроили забастовку, после которой события начали разворачиваться с пугающей быстротой.
Центром первомайской забастовки стал Чикаго – там в ней участвовали 40 тысяч человек, полторы тысячи из которых впоследствии были уволены с заводов. В ответ на карательную политику руководства, заводчане устроили еще одну забастовку, но через два дня на производство прибыли штрейкбрехеры – временные рабочие, которых наняли, чтобы показать несогласным: мол, и без вас найдется, кому дело делать. Местные встретили их митингом у проходной, но полиция разогнала всех участников: четыре человека были убиты, десятки ранены.
Силовые меры стали последней каплей: трудяг поддержали анархисты – они напечатали и распространили листовки, призывавшие митинговать на площади Хеймаркет-сквер (на тот момент она была центром торговли). Собралась огромная толпа, в которой были мужчины, женщины, дети-работники.
Правда, толпа вела себя мирно: даже мэра Чикаго, пришедшего посмотреть на митинг, никто не обидел. Потом пошел проливной дождь, люди начали потихоньку расходиться… И тут грянул гром – неизвестный провокатор бросил бомбу. Взрывом убило полицейского, и служители закона начали стрелять по рабочим: несколько десятков человек погибло. От «дружественного огня» пострадали и другие полицейские – в темноте они попадали друг в друга.
На следующий день власти арестовали и подвергли пыткам сотни «подозрительных» граждан. Под суд попали восемь анархистов – людей, даже не присутствовавших на митинге. Четверых повесили, один совершил самоубийство.
Но в 1893 году оставшихся анархистов освободили и официально признали, что все восемь осужденных стали жертвами полицейской провокации. В память об этом событии первый Парижский конгресс Второго Интернационала в июле 1889 года решил каждый год проводить 1 мая демонстрации и объявил этот день международным праздником всех трудящихся. Сегодня День труда отмечают в 142 странах.
Монстрант коммунисту не товарищ?
В Российской империи Первомай как день международной солидарности в первый раз отметили в 1890 году, но скоро он стал носить политический оттенок – выступления рабочих сопровождались лозунгом: «Долой самодержавие».
После Октябрьской революции 1917 года праздник стал официальным, и сегодня коммунисты во всех городах страны ежегодно формируют парадные колонны и устраивают митинги. Правда, десять лет назад в Новосибирске зародилась новая первомайская традиция – монстрация. Это забавное молодежное шествие: смешно одетые парни и девушки вышагивают под абсурдными лозунгами вроде «Печенье – свет, а не печенье – тьма» или «Слово – не воробей. Ничто не воробей, кроме воробья». Смыслов у этого действа несколько.
Во-первых, повеселиться самим и повеселить окружающих. Во-вторых, напомнить о том, что граждане имеют право на свободу собраний, даже если повод кажется нелепым. В общем, совмещаем приятное с полезным!
В Тюмени в предыдущие два года провести монстрацию толком не получалось: администрация не давала добро на шествие. А в этом году дала. Причем согласовала движение колонны «монстрантов» в то же время и по тому же маршруту, что и коммунистам…
Никто не брался предсказывать, чем закончится соседство: а вдруг коммунистки-пенсионерки сочтут поведение разодетой молодежи оскорбительным? А вдруг деды-коммунисты, начавшие в 12 лет работать на тяжелом производстве, обидятся и огреют какого-нибудь «монстранта» древком красного флага по спине?
Но ничего подобного, конечно, не произошло. Члены КПРФ, РКРП, РОТФронта и других идейно близких организаций первыми двинулись от технопарка по улице Республики. Некоторые из них косились на «монстрантов» неодобрительно, а некоторые, наоборот, улыбались и даже посмеивались, читая бессмысленные лозунги. Отдельного внимания удостоился юноша в желто-розовом костюме зайца, несший табличку: «Че заяц-то сразу?».
Прохожие с веселыми «монстрантами» фотографировались и ничего оскорбительного для трудящихся в необычном шествии не видели.