Да, я солдат. Завидуй мне.
Дивись.
Я принимаю всех обид упрёки.
Мне плоть и душу
вымотала жизнь,
Восторги века и его пороки.
(Михаил Дудин)
Война.
Сердце не принимает этого слова. Сколько времени прошло и пройдёт ещё немало, но забыть её никто не сможет. Особенно наше поколение. Мы всегда будем помнить то время, когда наши отцы, прадеды, бабушки и дедушки сражались на фронтах Отечественной войны.
Тревожно на сердце, когда наступает май. Вот уже шесть лет нет с нами моего папы – участника Великой Отечественной войны – Кузнецова Игнатия Романовича. А как сейчас вижу его, как он накануне 9 Мая готовится идти на праздничный парад, как мама достаёт его костюм, как он тщательно с серьёзным лицом чистит медали. Папа воевал с 1943 по 1946 год. И японскую войну захватил. Но он никогда не говорил о войне. Когда я была ребёнком, я не расспрашивала отца об этом страшном событии, повзрослев, стали другие проблемы. И только когда не стало отца, я поняла, что потеряла в жизни.
Помню только однажды, папа заплакал, получив известие о смерти своего фронтового друга. Он рассказал мне, как сидели они в заснеженных окопах, ждали наступления, курить нельзя было, разговаривать тоже, никаких лишних движений, было очень тяжело и невыносимо лежать без движения.
В 1943 году папа воевал в 851-м пулемётно-танковом полку, был пулемётчиком, затем в 290-м сапёрном батальоне. И когда я рассмотрела его военный билет, была потрясена! Я не знала и не предполагала, насколько опасна была его жизнь, что зачастую даже первый шаг мог быть последним. Он расчищал дорогу своим боевым товарищам. Его военный билет до сих пор бережно храню в шкатулке, он мне очень дорог, ведь это память о моём отце. Эту дорогую мне реликвию каждый год достаю накануне великого праздника – Дня Победы.
Я горжусь своим отцом. Он прожил долгую и счастливую жизнь, умер в 88 лет. С моей мамой, Полиной Александровной, они прожили 60 лет в мире и согласии. До глубокой старости он всё время работал, не покладая рук. Основная гражданская профессия его была печник, а ещё он был знатным комбайнером и был награждён поездкой на ВДНХ и памятными наручными часами. Был он и заядлым охотником, рыбаком. Он даже умел делать резиновые галоши, работал вулканизаторщиком, был одним из первых на электростанции мотористом – так в то время называлась эта профессия, а когда появился газ, то стал делать из железа разные трубы. Всё село приходило к нему за изделиями.
А ещё он замечательно пел, любил весёлую компанию, плясать, вести разговор. И хотя папа закончил всего четыре класса, он очень любил книги. Он читал их долгими зимними вечерами, поскольку в другой сезон было много другой работы. Это был удивительно добрый человек.
В День Победы мы, все родные, конечно же, низко поклонимся могиле, где похоронен наш воин, защитник нашей Родины.
Расскажу ещё об одном защитнике, нашем земляке – старшем лейтенанте Кузьме Андреевиче Комлеве, заместителе командира батареи по политчасти 532-го истребительского противотанкового артполка РГК.
Из наградного листа: «1 марта 1943 года в хуторе Каленики Ямского района Сталинской области на батарею товарища Комлева с разных сторон пошло 34 танка противника, с которыми он вступил в бой, в результате которого подбил два и сжёг два танка противника, проявив бесстрашие и героизм в бою. Лично сам не отходил от орудий до тех пор, пока орудия не были разбиты прямым попаданием снаряда противника.
За проявленный героизм и мужество в бою представляю товарища Комлева к правительственной награде орденом Отечественной войны 2 степени. Командир 532 ИПТАП РГК майор Ястребский».
Вот что рассказывает о своём дедушке внучка Лидия Моисеевна Ларенкова:
– Так уж получилось, что по воле судьбы я воспитывалась в семье дедушки и бабушки. Без преувеличения скажу, что это были счастливые дни в моей жизни. Дедушка родился в деревне Лапиной, самостоятельно научился читать и писать, а позднее окончил пять классов вечерней школы и был грамотным человеком.
С первых дней войны он ушёл защищать Родину. Дедушка был очень скромным человеком, не любил рассказывать про свои заслуги и о войне рассказывал редко. Однажды, когда мой брат, учась в школе, ездил на экскурсию в Волгоград, и вернувшись, начал с воодушевлением делиться с нами своими впечатлениями, то и дедушка не удержался и рассказал нам про ожесточённые бои при освобождении великого Сталинграда. С замиранием сердца мы слушали деда и не верили, что всё это он видел своими глазами, более того, был участником этих страшных событий.
Только потом я поняла, почему он молчал о войне, и как трудно ему дались те воспоминания.
Вернулся дедушка домой с войны в конце 1945 года, его грудь украшали два ордена Отечественной войны и орден Красной Звезды.
На каком бы посту не находился Кузьма Андреевич, работал на совесть, честно и добросовестно, не жалея сил, не для себя, а для людей.
До войны он был секретарём Лапинского сельского совета. В 1930 – служба в РККА. В 1932 был управляющим фермой. В 1935 награждён почётной грамотой ВЦИК.
После войны К. Комлев был утверждён в должности заведующего партийного кабинета. Далее в его послужном списке: заместитель директора по политчасти Максимовской партийной организации; секретарь, председатель Конёвского сельского совета. Работал он и нормировщиком, лесником.
Награждён медалью за освоение целинных земель.
В его трудовой книжке первая запись датирована 1927 годом, а последняя сделана в 1965.
Даже выйдя на заслуженный отдых, он не сидел сложа руки. Много лет Кузьма Андреевич радовал своими статьями в районной газете «Сельская новь». Был селькором, писал о своих односельчанах и, тем самым, оставил свой след на родной земле.
Его уважали и ценили коллеги, прислушивались к ценным советам и мнению, перенимали его богатый жизненный опыт.
А со своей супругой К. Комлев прожил 62 года! Не каждому дано пройти вместе столь долгий путь. Жили дружно, воспитали хороших детей. Значит, не зря прожита жизнь, коль помнят о деде-солдате внуки и правнуки!
С любовью и душевной теплотой говорила мне Лидия Моисеевна о своих бабушке и дедушке. И, слушая её рассказ, я невольно подумала, каких прекрасных детей и внуков воспитали эти замечательные люди, раз помнят они о них и чтят.
Действительно, святые люди наши деды, говорю я словами Л. Ларенковой. Они наш пример, они наша гордость.