Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был
свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших
глядят…
Как же прав был автор этих строк. Несмотря на то, что Великая Отечественная война завершилась почти семь десятков лет назад, память о солдатах, отстоявших своё Отечество, до сих пор жива. Жива, потому что по земле ходят их дети, внуки, правнуки. Все те, за кого отдали свои жизни миллионы погибших на полях той страшной войны.
На фотографии солдат: ясный взгляд, будёновка с красной звездой, военная форма. О том, как выглядел её отец, Вера Степановна Иванова знает только по этой старой фотокарточке.
- Я помню его лишь по словам мамы, - рассказывает женщина. – Мне едва исполнилось три месяца, когда его призвали в армию, и сразу на фронт. И больше она его не видела. С фронта от мужа пришло лишь одно письмо, а следом за ним в дом постучала беда – похоронка. Из всего, что удалось впоследствии выяснить об отце – Степане Ивановиче Пахотине, известно только, что был он сапёром и погиб в 1943 году под Сталинградом.
Семья наша до войны жила в деревне Земляной Абатского района. А когда отца не стало, и пропала надежда на то, что произошла ошибка и что он жив, мама переехала в деревню Мешалкина. Позвала её туда сестра, вместе легче было выживать в то нелёгкое время. Мать рассказывала мне, что отец был старше её на три года, она родилась в 1916, и очень ждал моего рождения. Сам выбрал имя Вера и настоял, чтобы меня так назвали.
Так как родился и вырос Степан в большой семье, то, конечно, братья и сёстры его общались с нами, - вспоминает собеседница, - но я тогда была ещё маленькой и рассказов мамы и родственников особо не запоминала, да и они мало что могли сказать.
Мама больше не вышла замуж, растила меня одна. В школе я проучилась только до шестого класса. Бросить учёбу заставила общая по тем временам беда – одеть было нечего, как же до школы в соседнюю деревню добираться? Вот и пошла работать. 33 года трудилась на ферме дояркой, сейчас уж много лет на пенсии. Замуж вышла, детей родила. Их у меня шестеро, а ещё девять внуков и уже трое правнуков.
Несколько лет назад моя дочь побывала в Волгограде, так теперь называют город, бывший некогда Сталинградом. Прошла по памятным местам, где когда-то шли кровопролитные бои и где покоится её дед. А вот где именно, выяснить поди и не придётся. Не единожды мы пытались узнать о судьбе отца и деда подробнее, но архив Тушнолобовского сельского поселения сгорел, точных данных о его рождении и призыве в армию нет. И все запросы пока остаются без ответа.
Но мы знаем и помним о том, что среди тысячи тысяч солдат, погибших за свою Родину, но отстоявших победу, есть и наш отец, дед и прадед – Степан Иванович Пахотин.