Линии жизни Лилии Ухановой
Тюменцы в недалёком прошлом знали её больше как самодеятельную художницу. Сегодня она известна ещё и как певица, исполняющая романсы под гитару.
Их я слушал на открытии выставок художников и в переполненном зале ДК «Строитель». Поёт она и в хоре. Русские народные песни в исполнении красочно одетых женщин и мужчин звучат как-то особенно проникновенно и торжественно.
Гитара, палитра, мольберт, краски и сегодня остаются для Ухановой равноценными помощниками в её художественных поисках. Лилия Павловна - участница вернисажа в Москве, посвящённого 40-летию Великой Победы.
Поводом для встречи с ней стал разговор по телефону о том, над чем она работает в настоящее время. И как бы между прочим Уханова сообщила, что она дочь известнейшего мастера каслинского чугунного промысла Аникина: «Приезжай, покажу роскошный альбом».
Альбом репродукций с работами отца действительно издан великолепно.
Разнообразные скульптурные композиции П.С.Аникина исполнены грамотно, чисто и поэтично. Особенно красивы женские фигуры.
У каждого художника в мастерской своя обстановка. У одного я видел колесо от телеги. У Ухановой на видном месте образцы каслинского литья.
Посмотрев рисунки, картины, развешенные по стенам в домашней мастерской, я спросил: обычно мы говорим о работах, но кто ты по профессии?
Ответ удивил бы любого: садовод, монтажёр на радиозаводе, акушер, медсестра «скорой помощи»...
Оказалось, что выбор профессии садовода и врача не случаен. Отец болел туберкулёзом, потому после окончания школы садоводства в городе Куртамыш Лилия устроилась на работу по озеленению Машзавода, где был цех художественного литья. «За рассадой ездили в Челябинск», - вспоминает Уханова. - Потом построили теплицу и в ней выращивали цветы. Красота и свежий воздух, по представлению Ухановой, должны были помочь болевшему отцу.
Отец, Павел Степанович Аникин, родителей не знал. «...Из детдома сбежал, попадал в воровские компании, ходил в лохмотьях. Однажды забрался в баню, чтобы погреться, подсушить одежду, но, увидев, что хозяева идут в баню, Паша сгрёб свои пожитки и босиком по снегу убежал», - пишет Лилия Павловна в своих
воспоминаниях.
Далее события развивались так: тюрьма, письмо М.И.Калинину, освобождение из заключения. Чеканщик завода берёт подростка на поруки. Павел оканчивает ПТУ и начинает работать скульптором на заводе. В 1944 году Павлу Аникину поручили возглавить цех художественного литья. К одному из праздников Аникин нарисовал портрет Сталина - за это ему дали квартиру. Сначала купил велосипед, потом машину. Казалось, жизнь налаживается. Но вскоре началось выселение из города ранее судимых. К счастью, к этому времени Павла Аникина уже заметили как хорошего скульптора, и его отстояли.
В 2001 году в журнале «Урал» была опубликована документальная повесть Инны Пешковой «Самородок из Каслей, или Баркарола Великого Паши». В публикации - воспоминания тех, кто знал П.С.Аникина.
Здесь же - выдержки из дневников скульптора.
«29/2-45г. Завтракали в полдевятого. Похлёбка преимущественно постная. Хлеб отвратительный. Лиля совсем его не кушает... Обед наш не блестящ, но съедается с аппетитом. Его составляют картошка в мундирах, хлеб да плюс приправы – соль и вода.. Ходил в библиотеку, «читаю Чернышевского...»
14/5-47г. Прожил я 28 лет. Жил всяко, но заметил, что жизнь - мой первый учитель».
Лилия Павловна рассказала, что отец очень любил музыку, умел играть на гитаре. Услышав однажды «Серенаду Шуберта», плакал.
Болезнь Павла Степановича Аникина оказалась тяжёлой. Он в возрасте 39 лет умер. Для Лилии началась новая жизнь, но уже в Тюмени.
В 1965 году она устраивается в тюменскую «скорую помощь». Но, как говорится, гены берут своё. И она поступает на работу художником-оформителем на тюменский камвольно-суконный комбинат, а затем переходит на Тюменскую студию телевидения.
В 1980-е годы встречи с самодеятельными художниками проходили в изостудии клуба Аккумуляторного завода.
В гости к студийцам однажды я пришёл с самыми известными в то время художниками О.П.Шрубом, П.П.Токаревым, Г.Л.Барилкисом, А.И.Мурычевым, где и познакомился с Лилией Ухановой.
Там, в изостудии, она прилежно штудировала постановочные костюмы, фигуры и портреты натурщиков.
Первая персональная выставка живописных работ Л.Ухановой была организована в 1985 году. В «Тюменской правде» сообщалось: «...Серьёзно заниматься живописью Лилия Уханова стала всего шесть лет назад благодаря В.А.Бусыгину (он работал тогда начальником отдела эстетики камвольно-суконного комбината). Заметив талант Лилии, он заставлял её чаще брать в руки кисти, делать наброски с натуры, приглашал с собой на этюды».
«Выставка Ухановой Л.П. произвела хорошее впечатление, хотя работы по своему художественному достоинству неравные, что вполне естественно. Так бывает у всех художников», - записал в «книге отзывов» своё мнение А.И.Мурычев.
На республиканской выставке, посвящённой Великой Победе, произведения художников Тюменской области смотрелись отлично. Некоторые из них заслужили наград.
Лилия Уханова свои картины чаще всего пишет с натуры. Например, «Масленица» также создана на конкретном материале. И снежная улица, и женщина с вёдрами - реальны. Картина при многочисленности деталей смотрится цельно, свежо, красочно. Убедительно передано предвечернее состояние.
Вид сверху или панорамное изображение, характерное для художников-любителей, свойственно и Л.П.Ухановой. Из окна своего дома со второго этажа она любовалась горным Уралом. Такая картина у художницы тоже есть.
«Песнь любви звучала в уютном зале «Дома Бурковых» - памятника деревянного зодчества конца 19 века. В музыкальной гостиной собрались участники первого отборочного конкурса «Сибирская романсница» - сообщалось в газете «Тюменская правда». - Среди победителей - Л.П.Уханова, художница, певица, не рас-
стающаяся ни с гитарой, ни с мольбертом».