Медиакарта
12:13 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дело о бороде. Продолжение


справка

■ Фильм «Дело о бороде» стал призером межрегионального фестиваля «Православие и СМИ – 2010» и обладателем диплома «За раскрытие трагических страниц в истории Великой Отечественной войны» на Всероссийском военно-патриотическом фестивале «Щит России». Фильм выпущен в мае текущего года в Тюмени ЗАО «Студия ТРТР».

■ Автор идеи и сценария Елена Кухальская, режиссер Анастасия Угрюмова. Роль Михаила Ханжина исполнил Евгений Потрепалов, в роли военного следователя актер театра «Ангажемент» Виктор Галкин.


ценности

Около двух лет назад житель нашей области до смерти забил пожилого человека за отказ стричь бороду. К уголовной ответственности привлекли 35-летнего Александра Сидорова, не единожды судимого за имущественные преступления. Появилось «Дело о бороде». Усмешка ли это кривого зеркала истории или косвенное напоминание о кровавом теат-ре абсурда, длившемся десятилетия после октябрьского переворота 1917 года? Только тогда Сидоровы и иже с ними стояли во главе государства и, запустив машину смерти, фабриковали расстрельные «дела о бороде» в масштабе страны. Об одном из них рассказывает одноименный документальный телефильм, выпущенный тюменской студией ТРТР.

——

• Дымовая завеса

В областном центре есть удивительно светлая, нарядная, необычная церковь – храм во имя Всех Святых. Это единственное в области круглое церковное здание с перекрытым сводчатым куполом (ранее здесь стояла деревянная часовня, построенная в конце XVIII века). Богослужения совершались редко – церковь-то была кладбищенской. Потом кладбище закрыли.

Грянула революция. Как известно, беда не приходит одна – за революцией пришли гражданская война, разруха, голод, репрессии, красный террор, гонения за веру… По всей стране взрывали и грабили храмы. В руины превратился Благовещенский собор в Тюмени, но Всехсвятская церковь устояла. Среди тех, кто возглавлял общину храма в лютые годы гонений на православие, был и Михаил Ханжин.

Но и тогда ограбленные, оскорбленные, разоренные храмы мешали новой власти. В Тюмени решили определить Знаменский собор под городской клуб физкультурников, Успенскую церковь – под общежитие или красный уголок, Ильинскую – под школу или клуб. Спасский храм ожидала участь общежития курсантов, Георгиевский (за рекой) – клуба кожевников и химиков и т.д. Режим позволил действовать только одному храму – Всехсвятскому. Небольшое здание, конечно же, не могло вместить всех верующих – они вынуждены были стоять в тесноте, на улице и паперти. Но и этого мало – власть пыталась изнутри расколоть единственный приход в Тюмени.

Впрочем, подобное происходило в масштабах всей страны. Странная и страшная была эпоха. Русский гений, композитор Георгий Свиридов, в своей книге «Музыка как судьба» писал: «В России существовали, по нашей современной статистике, более 80 000 церквей и монастырей, нравственная и художественная ценность их была неисчислима. Разрушение церкви — это самый страшный удар не только по культуре, но и по самому существу русской нации, которой ныне грозит опасность полного вырождения…

Роковое противоречие между народом и дворянской интеллигенцией было снято Лениным с подкупающей простотой. Уничтожены – оба!

Интеллигенты «почитались» как «г-…но», русский народ, обманутый обещаниями земли и дележа прибылей от фабрик и заводов, мгновенно разложился в грабеже, пьянке, безбожии и распутстве. Перебиты аристократы, класс государственного чиновничества, фабриканты, землевладельцы, духовенство и вся церковная среда…

Коммунизм – дымовая завеса антихристианства, нарисованный на тюле макет якобы будущего общества процветания и всеобщего равенства. На деле же было установлено рабовладельческое общество…

Мы живем в эпоху мировых конфликтов, носящих прежде всего религиозный характер, во вторую очередь – национальный, и, менее всего, характер социальный. Именно такой и была прежде всего Октябрьская революция, Октябрьский переворот. Он проходил под знаком истребительной борьбы против Христианства и, в первую очередь, Православного Христианства». Патриарх Всея Руси Тихон предал большевиков анафеме.

• Его судьба – одна из тысяч

Судьба Ханжина, о котором рассказывает фильм, – одна из тысяч верующих соотечественников, которые пострадали в те безумные годы. Его судили несколько раз за якобы контрреволюционную деятельность и оказание сопротивления при проверке церковного имущества.

А человек был добрейшей души – однажды, сидя в подвале НКВД на улице Семакова, отдал теплую одежду другому арестанту. Быть верующим не на словах, а на деле – так воспитывал его отец. Об этом говорил и пожилой священник, встреча с которым повлияла на Ханжина.

В 1941 году он отправился на фронт воевать против фашистской Германии. Но бойцу Красной армии, искренне желавшему защищать Родину, не суждено было попасть на передовую. За веру в Бога и отказ остричь бороду военный трибунал Омского гарнизона приговорил Михаила Ханжина к расстрелу.

Последний раз жена и трое детишек видели его летом 1941 года. Попрощались у Тюменского военкомата перед отправкой в Омск. Дальше – неизвестность, страх, тревога. Боялись, особенно ночью. Потому что стали семьей врага народа. Ханжины остались практически на улице. Ютились у родственников, монахинь, во флигеле с заколоченными окнами. Но в самое трудное и голодное время не продали семейную реликвию – икону Спасителя, подаренную Михаилу отцом в день свадьбы.

– Этого человека мне никогда не забыть, – вспоминает дочь Михаила Ханжина Софья Фадеева, которая почти полвека не знала о том, что случилось с отцом. – В кожанке, с ремнями, в сапогах, он сел на стол и начал кричать, чтобы к нему не ходили и не спрашивали о судьбе отца. Грозился, что сошлет на Колыму.

• К счастью, за ними не пришли

Ханжин стал одним из 150 тысяч советских бойцов, преданных судам военных трибуналов. В итоге во время Великой Отечественной войны Красная армия потеряла 15 дивизий, только не на фронтах, а в советских застенках.

Суд прошел без свидетелей. Торопила исполнить приговор телеграмма от председателя военной коллегии Верховного суда Василия Ульриха (один из главных исполнителей сталинских репрессий на посту председателя Военной коллегии Верховного суда СССР), который подписал смертные приговоры более 30 тысячам соотечественников.

В 1985 году семья получила справку о посмертной реабилитации Ханжина. Благодаря тюменским журналистам Рафаэлю Гольдбергу и историку-краеведу Александру Петрушину родственникам Ханжина удалось получить сведения об отце.

• Учитесь читать

Нам еще долго предстоит осмысливать события прошлого века – открываются секретные архивы, поиски исследователей и краеведов приносят новые сведения. Трагические события ХХ века знакомы последующим поколениям, к счастью, только по книгам, фильмам, рассказам. Через семь лет минует сотня лет после октябрьского переворота, но призраки и тени прошлого не дают покоя…

В июле в областной научной библиотеке состоялся показ фильма «Дело о бороде». В обсуждении проекта участвовали дочь и сын репрессированного — Софья Фадеева и Анатолий Ханжин, Рафаэль Гольдберг – автор очерка «Дело о бороде», который лег в основу фильма, Александр Петрушин, преподаватель кафедры религиоведения ТюмГНГУ Дмитрий Майоров, завотделением журналистики ТюмГУ Татьяна Топоркова, представители творческой группы телепроекта и журналисты. Цель встречи – еще раз привлечь внимание общественности к теме репрессий на примере судьбы нашего земляка Михаила Ханжина, а также обсудить проблемы освещения исторической и духовно-нравственной тематики в СМИ.

– Мы понимаем, что прошлое изменить нельзя, но необходимо не допустить его повторения, – убеждена автор сценария Елена Кухальская. – На мой взгляд, тема репрессий в последнее время достаточно хорошо освещается, тем не менее, судьба Михаила Ханжина заставила обратиться к страшному периоду нашей истории, когда вера в Бога могла стать причиной преследований, издевательств, арестов и смертных приговоров. В тех непростых обстоятельствах проявились лучшие качества нашего героя – сила характера и готовность оставаться христианином даже перед лицом смерти.

По мнению Александра Петрушина, принимавшего участие в фильме, творческая группа подняла важную тему – мотивацию действий разных социальных категорий в годы Великой Отечественной войны: – Раскулаченных, ограбленных людей лишали гражданских прав. В мае 1942 года, когда кадровая Красная армия погибла, Сталин и его окружение были вынуждены изменить репрессивный режим и мобилизовать под видом добровольцев эту категорию населения. Был сформирован 6-й сибирский добровольческий стрелковый корпус, куда вошла и 75-я Омская стрелковая добровольческая бригада. Неужели они воевали за Сталина? Сомневаюсь. Только в сентябре 1943 года Сталин пошел на то, чтобы легализовать православие в стране, потому что убедился, что в бой бойцов ведут не коммунистические лозунги. Фильм, сделанный в жанре исторической анимации, достоверен. Радует, что молодым священнослужителям эта тема интересна.

Александр Петрушин передал представителям церкви копии архивных материалов по репрессированным и расстрелянным священникам.

– История русской православной церкви ХХ века драматична, – продолжил разговор преподаватель кафедры религиоведения ТюмГНГУ Дмитрий Майоров. – Изучены тысячи дел, но сколько еще предстоит написать! Это не просто исторический интерес – в трудах заключается огромный нравственный потенциал. Я был комсомольцем, меня приглашали вступить в коммунистическую партию, но когда в томском обществе «Мемориал» начал изучать дела расстрелянных, я понял, что такое коммунизм.

– Мне кажется, Ханжин прежде всего защищал человеческое достоинство. В третьем томе «Книги расстрелянных» приводится отдельный список убитых священнослужителей на нашей территории, – добавил главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг. – На ста страницах напечатаны письма из тюрьмы митрополита Крутицкого – крик души. В очерке о Ханжине практически нет авторского текста, только цитаты из документов. Но они характерны: язык следователя, язык докладной командира эскадрона, резолюция Ульриха. Учитесь читать тексты – все в этом мире давно сказано, надо только суметь прочесть.

• Послесловие

Вот несколько заголовков статей из газеты «Красная правда» за сентябрь 1919 года (Госархив социально-политической истории Тюменской области): «Смерть гадам», «К ногтю богачей», «Брат против брата»…

В прошлом году в областном центре состоялась презентация книги доктора исторических наук профессора Анатолия Кононенко «Тюмень на перепутье: власть и общество в 1917–1921 гг.». Книга написана на основе архивных материалов и рассказывает о событиях, связанных с установлением в Тюмени Советской власти. Она заставляет переосмыслить историческую роль и «подвиги» героев того времени (Пермякова, Немцова, Хохрякова и других), чьими именами названы улицы нашего города и населенных пунктов Урала и Сибири.

Информация для размышления. По данным Левада-центра (прежний ВЦИОМ), в 2008 году 34 процента респондентов с высшим образованием никогда не читали книг и не желают. Книги по специальности читала лишь пятая часть «дипломированных» специалистов. Своим образованием довольны 82 процента опрошенных. Ежедневно смотрят телевидение 83 процента респондентов.

В заключение хотелось бы привести цитату из трудов одного из наиболее ярких и талантливых проповедников ХХ века Александра Шмемана:

«Только теперь, только в наши дни можно по-настоящему, всерьез спросить человека: «Почему ты веришь?», или же: «Почему ты так страстно не веришь и стараешься уничтожить веру в других?» Ибо никаких внешних выгод от своей веры верующий больше не получает. А неверующему все труднее ссылаться на связь религии с «капитализмом», «насилием», «эксплуатацией». Поскольку же неверующий не верит в Бога, он не может ненавидеть того, кого нет. Следовательно, ненависть его обращена на верующего человека. Тут-то и нужно спросить: «Почему?», и я думаю, что ответ на этот вопрос бесконечно важен. Ибо верующий человек, сколь бы ни была иногда слаба его вера, на последней глубине остается свободным от окончательного, безоговорочного подчинения чему бы то ни было на земле: власти, идеологии, обществу и т.п. Всему этому верующий может подчиняться лишь постольку, поскольку оно не противоречит закону, который признается им абсолютным и вечным.

Между тем материалистическая идеология требует от человека всецелого подчинения ее пониманию жизни, счастья, общественного устройства, добра и зла. Допустить здесь хоть какое-то сомнение – значит разрушить все здание. Ведь только когда над обществом ничего нет, само общество и определенное его устройство можно сделать богом – последней и высшей ценностью; только когда над землей ничего нет, мерилом всего становится земля, и только земля. Таким образом, ненависть к религии – это ненависть к основе свободы, к ее метафизическому принципу…

Поэтому совсем по-новому звучат в наши дни слова апостольской проповеди: К свободе призваны вы, братия (Гал.5:13); по-новому звучат слова Христа: Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:32); по-новому, наконец, звучат все пророчества, все предупреждения таких людей, как Толстой или Достоевский, знавших и всем своим творчеством доказавших, что там, где умирает Бог, воцаряется зверь».

Автор статьи: Маргарита ШАМАНЕНКО

Рубрика: История