На беседу с заместителем начальника отдела участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних городского УМВД, майором Алиной Князевой я шла с придуманным заголовком: «О чем говорят наши дети?» Но уже в самом начале разговора поняла, что заголовок срочно надо менять – на прямо противоположный по смыслу.
… На телефон детской горячей линии, которую полицейские организовали на прошлых выходных, поступило всего несколько звонков – и те не от детей. Неужели все детские проблемы в городе уже решены, и у подростков нет к взрослым никаких вопросов?..
Увы, надеяться на это было бы наивно, считает Алина Князева. Надо очень хорошо знать детей, чтобы понимать – не обо всех своих проблемах они решатся рассказать по телефону.
– Был случай, когда мы девочку по всему городу разыскивали – она сбежала из дома, потому что ее домогался отчим, – рассказывает майор Князева. – Девочка никому об этом не рассказывала, держала все в себе, это ее подруги позвонили в полицию, когда поняли, что с ней происходит что-то не то. В общем, мы нашли ее тогда, она очень боялась, что приедем с родителями, – она уже никому не верила…
Алина Князева просидела с той девочкой в своем кабинете почти 12 часов, держала ее за руку, боялась отвести глаза от ее глаз, чтобы не потерять с таким трудом найденный контакт, а та, захлебываясь слезами, все говорила и говорила – столько у нее накопилось за то время, что она молчала о своей боли.
– Они же чего боятся, когда у них появляются проблемы? – спрашивает майор Князева, задумчиво глядя в сторону, и сама отвечает:
– Боятся, что мы, взрослые, в этих проблемах обвиним их самих. Дескать, получил плохую отметку – значит, плохо выучил урок. Тебя побили одноклассники – значит, сам их как-то спровоцировал. И так далее. Конечно, в большинстве случаев ребенок отчасти сам создает ту ситуацию, в которой он оказывается. Но на то он и ребенок, чтобы познавать мир. А мы на то и взрослые, чтобы объяснять ему, что хорошо, а что плохо в этом мире, и подсказывать верную дорогу, а не раздраженно отмахиваться от него, оставляя его в растерянности, с чувством вины, которое, вполне возможно, останется с ним на всю жизнь.
По словам Алины Князевой, на сегодняшний день 80 процентов «бегунков» – так полицейские называют подростков, сбежавших из дома, – это дети из благополучных семей. Есть среди них те, кто просто, как говорится, «бесится с жиру», ищет новых ощущений, хочет насолить родителям. Но таких единицы.
В основном же, каждый побег ребенка из дома – пусть даже на короткое время, пусть к другу или подруге, которые живут в соседнем квартале, – это семейная драма. Любой инспектор по делам несовершеннолетних скажет: значит, «бегунку» чего-то недодают дома. Да, в общем-то, не «чего-то», а внимания и понимания.
– Родители злятся: мы их любим, на нескольких работах из-за них горбатимся, чтобы они ни в чем не нуждались! – продолжает майор Князева. – А почему вы об этом говорите мне? Скажите это своему ребенку, объясните ему, как взрослому, что все, что вы делаете в этой жизни, – это для него. Извинитесь, что из-за занятости вы не всегда находите время пообщаться с ним. Это же ваш родной и самый, как вы говорите, дорогой человек. Чего, в таком случае, вам стоит сказать ему эти слова? Они его не оставят равнодушным, надо только их произнести. И бегать тогда ребенок, вероятнее всего, не будет. И своими секретами станет делиться, потому что почувствует, что родители относятся к нему как к равному.
… В какой-то момент наш с Алиной Князевой разговор переходит на летнюю тему. Потому что – актуально. И горячую линию в полиции организовали как раз в преддверии каникул, и инспекторы уже нацелены на то, что работа им предстоит в ближайшие три месяца нелегкая: те дети, которые не уедут в загородные лагеря или в отпуск с родителями, будут предоставлены сами себе.
– Но до этого момента нам предстоит еще одно испытание: ЕГЭ, – говорит Алина Васильевна.
Эта аббревиатура из трех букв, ставшая для многих школьников синонимом слову «казнь», нависла над выпускниками дамокловым мечом. Пожалуй, нет ни одного подростка, который бы не боялся идти на экзамен. Причины страха у всех свои: кто-то переживает из-за того, что он весь год учил программу, но может из-за волнения допустить ошибку, а тот, кто ничего не учил, возьмет и ткнет наугад в правильный вариант. Кто-то боится не оправдать родительских надежд… И все, как один, боятся тотального над собой контроля.
– Вы только представьте: сначала школьник проходит через рамку металлоискателя, потом попадает в класс, где всюду висят камеры видеонаблюдения, а вдоль парт, словно надзиратели, ходят наблюдатели, – говорит майор Князева. – На что это похоже?
Не угадать трудно – лагерь строго режима, да и только! Освобождение, пардон, возвращение домой после экзамена тоже не сулит ничего радостного. Потому что дома – напряженные взгляды родителей и бесконечные вопросы: «Ну, как? Сколько, думаешь, баллов набрал?»
Многие подростки такого накала страстей не выдерживают и опять-таки сбегают из дома – пока не станут известны результаты единого государственного экзамена. Но это еще и не самый худший вариант – был случай, когда девочка попыталась свести счеты с жизнью из-за того, что недостаточно хорошо сдала экзамен.
– Ни один родитель не желает такого своему ребенку, – считает майор Князева. – Поэтому надо в какой-то момент забыть о наставлениях, нотациях и просто лишний раз обнять сына или дочку, погладить по голове.
Казалось бы, такая малость, но на поверку выходит, что не у каждого ребенка эта малость есть. Вроде как сами дети не просят об этом, молчат – ну, и ладно.