Медиакарта
5:13 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Продолжение – в детях

Продолжение – в детях
11:36 | 26 мая 2014
Источник: Слава труду


Односельчане давно подметили: многие работники Аромашевского автопредприятия (АТП) проживали прежде или живут поныне рядом с производством. Вот и усадьба Александра Михайловича Осипова – водителя АТП с 37-летним стажем, сегодня находящемся на заслуженном отдыхе, расположена в двух шагах от предприятия.


Недавно мы побывали в гостях у ветерана труда: заметили всюду – в огороде, в палисаднике, в доме – следы стараний трудолюбивых и аккуратных хозяев. Почти десять лет минуло, как первоклассный водитель оставил кабину автобуса, и не жалеет о том, что, наконец, его руки дошли до занятий, увлечений, о которых прежде лишь мечтал.

– Я родился в сентябре 1944 года и рос в замечательной деревне Бобровке, которая славилась добрыми людьми, их трудовыми делами. В семье нас было четверо, у меня три сестры, я по возрасту – второй. Наша многолюдная деревня входила в состав крепкого колхоза имени Ленина, мне особенно памятны годы, когда у руля хозяйства стоял А.П. Фролкин – расчётливый хозяин. Бобровка в годы моей юности отличалась от других деревень тем, что ещё в начале 50-х годов прошлого века имела свою гидроэлектростанцию, построенную колхозниками в месте слияния речушек Бобровки и Ларихи. В середине 50-х годов я учился в Кармацкой семилетней школе, и там ещё не было электричества, а когда приезжал домой – там сияли лампочки. Бобровские колхозники на трудодень получали и зерно, и деньги: голодающих не было. Я в летние каникулы пас телят и за лето зарабатывал трудодней больше, чем мама за год, – рассказал А.М. Осипов.

В ходе дальнейшего разговора собеседник, будучи человеком с большим жизненным опытом, отметил плюсы и минусы, характерные для каждого времени. К примеру, в те годы колхозникам почему-то не разрешали держать много живности на своём подворье, теперь – разводи у себя хоть сто коров.

Окончив семилетку, Александр решил овладеть в то время востребованной профессией тракториста (в деревню начали поступать новые тракторы ДТ-54 и грузовики ГАЗ-51). Учился в СПТУ № 2 в селе Коммунар Исетского района, где в 1962 году получил заветные права. Работал в своей деревне по профессии около года.

20 июня 1963 года Александру Осипову вручили повестку о призыве на срочную военную службу. Три с половиной года служил радистом в зенитно-ракетном полку на острове Сахалин. За активную жизненную позицию сибиряк был награждён Почётной грамотой Сахалинского обкома комсомола, избран делегатом областной комсомольской конференции. В качестве презента делегатам вручили блокноты и только что появившиеся шариковые ручки.

В октябре 1966 года демобилизованный из армии старший сержант Осипов прибыл на малую родину. В Бобровке рабочие руки вчерашнего солдата оказались невостребованными, и он поступил сначала слесарем в Аромашевское АТП, потом – на курсы водителей при предприятии. В мае 1967 года Александр получил удостоверение водителя и сел за баранку грузовика автопредприятия. Через четыре года Осипов – уже водитель автобуса марки ПАЗ, и в этой должности проработал 33 года, до выхода на пенсию в 2004 году. В 1984-м ему доверили вместительный автобус марки ЛАЗ, на котором он двадцать лет совершал рейсы в Тюмень и в Ишим.

Ветеран автопредприятия добрым словом вспомнил многих своих коллег, с которыми работал когда-то: Карпенко Ивана, Сологуба Ивана, Бережного Ивана, Пеховкина Николая; директоров АТП – Ширшова Илью, Александра Лыткина, Владимира Камшилова...

С женой Ниной Михайловной Александр из одной деревни. Выпускницу Кармацкой средней школы демобилизованный сержант заметил быстро. Они вместе с 1967 года, вырастили и воспитали сына Евгения, который продолжил дело отца. И не только он: там же работает сноха Лариса. Мы беседовали, а дедушка с бабушкой беспокоились: наверное, уже сын приехал и привёз внука Сергея, только что окончившего Тюменский нефтегазовый университет. Он непременно навестит их: между представителями поколений – полное взаимопонимание.

Когда в нашей беседе речь зашла о наградах, Александр Михайлович упомянул, что у него Почётных грамот и различных дипломов – большая стопка, но особо ему дорог нагрудный знак «Почётный автотранспортник» и удостоверение к нему за подписью отраслевого министра от 7 октября 1999 года. Ещё водителю вручён знак «За работу без аварий» первой степени. Кроме того, земляки дважды избирали Александра Михайловича депутатом районного совета народных депутатов, у него не один знак победителя пятилеток. А первую свою награду – медаль «20 лет победы над фашистской Германией» сибиряк получил во время прохождения срочной службы на Курильских островах: ею награждали не каждого.

К сказанному следует добавить, что Александр Михайлович в своё время защищал честь своего автопредприятия на областных соревнованиях по мастерству вождения автомобиля и занял высокое четвёртое место, а сын Евгений Александрович, также обладатель знака «Почётный автотранспортник», в составе команды АТП участвовал во Всероссийских соревнованиях по этому же виду и выступил весьма достойно. Верно в народе говорят, что яблоко от яблони...

Я спросил у Александра Михайловича о том, какие человеческие качества для водителя, на его взгляд, главные.

– Дисциплинированность и ответственность за своё дело. В салоне – люди, и об этом нужно постоянно помнить, – сказал ветеран труда.

Фото: автор

Автор: Анатолий ВАКАРИН