Весёлым шумом ребячьих голосов наполнились стены Молодёжного центра 19 мая. Здесь состоялось мероприятие, посвящённое Дню детских организаций.
Школьникам района предложили принять участие в интеллектуальном казино. Но играли они не на деньги, а на жетоны, выполняя разные смешные задания. Для этого в фойе работало 10 столов, к каждому из которых поочерёдно подходили по два участника, делая свою ставку. Тот из игроков, кто выполнял задание быстрее и лучше, забирал жетон себе. Задача – накопить их как можно больше.
А пока ребята играют, мы обратились к предыстории праздника. День детских организаций – это продолжение Дня пионерии, который праздновался в советские годы.
Многие, сейчас уже взрослые люди, вспоминая своё счастливое детство, рассказывают, как за хорошую учёбу и примерное поведение на торжественной линейке их принимали сначала в октябрята, а в четвёртом классе – в пионеры. В седьмом можно было вступить в комсомол. Становясь пионерами, все давали выученную на зубок клятву: «…Горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин…». Гордо носили ребята пионерский красный галстук. Непременной атрибутикой пионерии являлись флаги, значки, горны, барабаны.
Своими воспоминаниями о том времени с нами поделилась бывшая пионервожатая бобылевской школы Мария Михайловна Локотаева.
– Я была молодой, своих обязанностей, можно сказать, не знала. Поэтому училась у более опытных людей на семинарах пионервожатых. Очень благодарна за поддержку Раисе Васильевне Вешкурцевой, с которой брала пример, она стала для меня настоящим наставником. Всё, что она говорила, я впитывала в себя и применяла в школе. И, конечно, много читала, черпая информацию из книг и журналов. В каждом классе был свой пионерский отряд, носивший имя какого-либо героя, например, Зои Космодемьянской, Павлика Морозова, Гайдара, Валентины Терешковой. Дважды при мне отряды были названы в честь разведчика Николая Ивановича Кузнецова. Мы даже ездили на его малую родину в город Талицу Свердловской области.
В течение года пионеры-активисты делали немало полезных дел. Вот что мы прочитали, открыв тетрадь 1986 года с трудовым заданием отряда имени Зои Космодемьянской. Пионеры ставили перед собой разные задачи, например, иметь стопроцентную успеваемость. А чтобы её подтянуть, двоечников даже вызывали на совет дружины и назначали над ними наставников. Пионеры под руководством вожатой и комсомольцев организовывали соревнования между звеньями в классах, боролись за звание правофлангового отряда, собирали материалы для краеведческого музея, готовили и ставили по несколько концертов в год на предприятиях колхоза, принимали активное участие в сборе лекарственных трав, сдавая их в пункты приёма.
Не зря советский народ считали в мире самой читающей нацией. Люди выписывали большое количество разной периодики. Поэтому в сборе макулатуры у пионеров проблем не было. Всё это шло в пользу государства.
В статье журнала «Родное Приисетье», посвящённого 80-летию Исетского района, написано, что после областной конференции и 3-го пленума райком комсомола в 1958 году стал больше внимания уделять пионерским организациям школ. В социалистическом соревновании, в котором приняли участие 50 пионерских организаций, были взяты обязательства сдать осенью в колхозы 2500 цыплят, а вырастили ребята 8000. Пионеры и школьники активно включались в областные соревнования по сбору металлолома. В 1958 году всего по району его было собрано 260 тонн.
Пионерско-комсомольские звенья занимались и озеленением сёл. А в период сезонных работ школьников можно было увидеть работающими на полях района.
Юнкоры района из числа активных пионеров или комсомольцев часто о своей деятельности писали небольшие заметки в газету «Заря».
В конце учебного года в школах проходили отчётные пионерские сборы, где каждый ребёнок отчитывался в проделанной работе, рассказывая, где участвовал, сколько собрал макулатуры, металлолома, лекарственных растений. За это присваивали звание «Пионер-активист», вручали значки.
– Бобылевские ребята очень любили ходить в походы, играть в «Зарницу». Не боялись дети даже холодов, так им нравилось играть, – вспоминает Мария Михайловна.
Ребята пекли пирожки, изготавливали поделки, шили кукол, которые, кстати, пользовались тогда неплохим спросом и раскупались родителями.
– А знаете, как у нас проходили «маёвки»? Первого мая мы всегда собирались всем составом школы за селом, приглашали участников войны, которые рассказывали о своём героическом прошлом. Надолго всем запоминалось, как разжигали большие костры, пекли печёнки, пели патриотические песни, играли... Очень жаль, что за короткое время это закончилось. И всё то, во что мы свято верили, оказалось никому не нужным и разрушенным. Окончательную точку поставил случай, когда недалеко от школы рабочие закапывали бюст Ленина. Лично мне на это было больно смотреть, – говорит Мария Михайловна.
Возвращаясь к современности, можно отметить, что и сейчас работа по воспитанию и развитию детей является в обществе приоритетной. Ребята хоть и не участвуют в посевных и зерноуборочных работах, не сдают макулатуру и металлолом, зато принимают участие в других не менее полезных делах, вступают в ряды волонтёров и тимуровцев, стараются продолжить некоторые традиции пап и мам, бабушек и дедушек.
...Подошло время узнать итоги, подведённые Молодёжным центром. На протяжении всего учебного года школьники участвовали в различных конкурсах, интеллектуальных играх, акциях: «Я волонтёр», «Что? Где? Когда?», «Кто, если не мы?», «Наш выбор – здоровье», «Весенняя неделя добра», «Старт в профессию». Победители всех этих мероприятий получили призы и дипломы. Домой ребята уезжали в приподнятом настроении.