Медиакарта
21:18 | 18 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Люди у нас терпеливые, ко всему привыкают...»

Вряд ли водители, колеся по нашим дорогам, каждый раз задумываются, что едут по настоящему памятнику истории - освоению необжитых земель. Вот и наша творческая бригада на прошлой неделе совершила очередной вояж, на этот раз - в село Красноорлово, которое, как и другие точки на карте района, образовалось в далёком прошлом.

Вот мы и на месте. Выходим из машины и прежде, чем подняться в сельскую администрацию, дабы нанести первый визит главе территории, осматриваемся. Блики полуденного солнца по-прежнему пытаются пробиться сквозь облачное марево, от горячей земли исходит душная истома… Но вопреки предположениям, что местные жители в такую жару должны сидеть по домам, центральный пятачок возле «головного» здания не пустует. У магазина толпится народ, из «конторы» высыпала шумная стайка «площадных» детей во главе с педагогом, где-то повизгивала бензопила, на соседней улице протарахтел мотоцикл, неподалёку в окружении слушателей, отчаянно жестикулируя, матерился какой-то мужичок…

Несомненно, запах гари немного добавил в поездку грустную ноту, но был компенсирован тёплым приёмом главы Красноорловского сельского поселения Ирины Анатольевны Богдановой, которая ответила на все интересующие вопросы, а потом даже стала моим гидом по окрестностям.

Изобилие озёр – особенность Армизонского края, но глава считает, что Красноорлово, в отличие от других поселений, занимает более выгодное географическое положение. Тут и водоёмов больше, и леса ближе, и до райцентра недалеко…

-Красота наших мест, - говорит И. Богданова, - неописуема, заставляет по-другому смотреть на жизнь…

Когда-то здесь внедрялись и упразднялись коммуны, образовывались колхозы и совхозы, процветали животноводческие фермы, существовали тракторные и полеводческие бригады, был свой племенной конезавод, хлебопекарня, сооружались ветряные мельницы, действовали кожевенные и обувные мастерские, кузницы, торговые лавки, закладывались фруктовые и плодово-ягодные сады… Трудились много - с раннего утра до вечера, особенно в летнюю пору, что в общем-то характерно для деревенской жизни.

Фермы, созданные в 30-х годах, носили названия близлежащих озер – Соловое, Тупишное, Возесенка, Куричиха… Позднее животноводческие хозяйства переименовали, и появились Кировская, Октябрьская и Первомайская. После войны в совхоз «Красноорловский» влились хозяйства Горюновки, Плоское, Северо-Дубровное, Крашенёво, Иваново. И лишь в 60-х годах после разукрупнения совхоза осталось пять ферм – Красноорловская, Няшинская, Забошинская, Октябрьская и Кировская… Но во все времена главным богатством этой сторонки были люди, руками которых преображалась и расцветала земля…

Но не бывает так, чтобы всё и всегда было гладко. Эпоха воинствующего атеизма порушила церковь в близлежащей деревне Няшино, которую люди возводили своими руками, замешивая раствор для кирпичей на куриных яйцах. Во время Отечественной войны пришлось испытать и нищету, и голод - оладьи из картошки пополам с лебедой, щи из крапивы, да одежонка в заплатках… И в мирное время хватило лиха – выдавались неурожайные годы, каждое зернышко было на вес золота, могли «посадить за колоски» - словом, для нынешних стариков жизненный старт начинался с тяжелейших испытаний…

Очередной перелом в судьбе села и окрестных деревень наступил во время перестройки. Словно некая пружина, которую сдерживали десятилетия, соскочила с привычного места, и все пошло наперекосяк. Рухнули совхозы, грянула безработица, люди стали разъезжаться. Обсуждать планы на будущее не имело смысла, первое время жили одними воспоминаниями…

-Люди у нас терпеливые, рано или поздно ко всему привыкают, - говорит хозяйка территории, - и не такие времена переживали…

…Неизвестно в какой период появилось модное выражение «ликвидация неперспективных деревень», и во время перестройки складывалось впечатление, что сельчане пользовались этим, как практическим руководством, – оставляли насиженные места, поместья - и айда в поисках лучшей доли. Однако в последнее время молодые семьи не торопятся уезжать - строят дома, рожают детей и безбедно живут за счёт личного подсобного хозяйства, которое из года в год крепнет и развивается.

-Конечно, молодёжи у нас немного, - призналась Ирина Анатольевна, - разве что к лету съезжаются погостить. Однако сельский Дом культуры не пустует... Кроме того, играют свадьбы, устраивают проводы в армию… В этом году солдатом стал Дмитрий Савельев, а Сергей Яськов уже вернулся – так что ряды защитников Отечества пополняют и наши ребята…

Стараюсь подробнее узнать о здешнем укладе жизни и характере людей. Не бывает ли так, что люди неприязненно относятся к тем, у кого завелось чуть-чуть больше денег, чем у остальных?

-Нет, - твёрдо ответила глава администрации, - красноорловцам это не свойственно. Каждый живёт по своим меркам и средствам. Никто и никому не завидует.

-Какой же самый больной вопрос для жителей?

-Проблемы есть и не одна, - вздыхает Ирина Анатольевна, - например, в деревнях Кировской, Октябрьской и Забошино нет водопровода, а колодцы, можно сказать, уже высохли, ведь дождей так и не было. Встаёт вопрос – как содержать и чем поить животных? Грустно, но в местной газете уже замелькали объявления «продаются корова и сено». Позвонили – узнали, оказывается, хозяева живут в Кировке, там поблизости озер вообще нет. Искусственный котлован - маленький, неглубокий, воды там немного. Да и где гарантия, что и он не высохнет? В настоящее время основной костяк жителей Красноорлово составляют пенсионеры, за плечами у каждого нелегкая трудовая жизнь и своя судьба, иногда с такими хитросплетениями, что «телесериалы отдыхают»… Все они когда-то были молоды, оптимистичны, верили в счастливый завтрашний день, да и сейчас не бездействуют. Если нужна помощь и своими силами никак не справиться – обращаются в сельскую администрацию. И. Богданова хоть и недавно на руководящем посту, но если есть возможность – поможет, что в её силах - сделает, иногда просто посоветует и обязательно выслушает…

-Какие житейские вопросы приходится решать главе сельской администрации?

-На днях приходила пожилая женщина, - рассказывает И. Богданова, - сетовала, что домишко совсем разваливается. А ведь свободных домов совсем нет. Если какие и пустуют, то они приватизированы, у них есть хозяин, и документы на землю оформлены по всем правилам. Не буду прогнозировать, что у нас откроются производства или возродятся былые ремёсла, но могу точно сказать, что наше село в очереди на вымирание не стоит…