Медиакарта
13:18 | 27 марта 2025
Портал СМИ Тюменской области
On-Line

00:00 / 00:00
Error loading: "https://live.rzs.ru/ka.96.mp3"

Оглядываясь на прожитые годы

Окна дома Елены Ивановны Раевой смотрят прямо на дорогу. По другую сторону улицы совсем уж не осталось жилья, открывается взору сельское приволье – пригорки да лес вдалеке. Сядет чай пить, да и нахлынут вдруг воспоминания, заставляет тогда внуков записывать свои рассказы. Хоть родилась и выросла в родном Терёхино, особо и не выезжала никуда, однако за 84 года многое повидала.

По рассказам мамы, Анастасии Денисовны, знает, как раскулачивали их семью. Мужа, Николая Трофимовича Бачинина, отца четверых сыновей, засекли шашками прямо у ворот, посчитали кулаком за то, что дом крепкий сосновый был, хозяйство большое держал.

Самый младший под потолком в зыбке качался, так в ней всё перерыли, богатство искали, дитё, правда, не тронули. Собрала мать ребят, как была в одной юбке с прорехами, так и добралась в Евсино, к родственникам, случилось это в 1921 году.

Через пять лет появилась на свет Елена. Мама, как образовались колхозы, много лет трудилась дояркой на ферме. Елена закончила только четыре класса, сразу пошла работать, как и все в то время, с двенадцати лет. Когда началась война, Елене дали пару коней, на них пахала, боронила и сеяла. На конях и в посёлок увозили местных мужиков, в военкомат. Оттуда на фронт направляли. Останавливались за Терёхино, возле памятной берёзки, на которой завязывали ленточки да платочки, чтоб домой вернуться. Давно уж не найти того дерева, не стало мельницы, что кормила селян в военные годы, высох ключ на реке Суэтяк, да и сама река обмелела. Помнит Елена Ивановна до сих пор своих коней – Воронуху и Чалуху. Доставляли они девчонку далеко от дома, однажды даже в Ишим на них ездила за лекарством, корвалином.

– Тот год дождливым выдался. В канавах вода стояла. Едешь на телеге – дороги не видно, точно по болоту, – осталось в памяти у моей собеседницы. – Ездили вдвоём со стариком из Чемакиной. В Карасуле ночевать остановились в одной избе, коней привязали. Поужинали. Но так и не спали, стерегли коней, боялись, что украдут.

Пришлось шестнадцатилетней девушке и на лесозаготовках работать. Тяжело было с едой, с одеждой. Из овечьей шерсти напрядут куделю, соткут, материал приладят – вот тебе и фуфайка с утеплителем.

В 1944 году вышла Елена замуж, родила дочку, потом сына. Не задалась семейная жизнь, расстались супруги. Со вторым мужем, Петром Раевым, прожили полвека. Родились ещё трое сыновей. Без работы Елена Ивановна никогда не сидела. Работала чабаном вместе с мужем, потом кладовщиком на зерноскладе. После выхода на заслуженный отдых ещё десяток лет трудилась. Поэтому и не приемлет теперешние порядки у людей, которые оправдываются, что работы нет:

– Жить можно, только лень отбрось, – уверена Елена Ивановна. – Разу-чились трудиться. Посадят картошку в огороде – и выкопать неохота. С малых лет у нас заведено было – пока мать обед готовит, все ребятишки на огород. Мы раньше ели всё подряд, сейчас всё – с купли. Оттого и народ здоровьем слабый стал.

Дому Раевых, который построили сами, лет под щестьдесят уже, все дети здесь выросли, и сейчас, бывает, греют бока на русской печке, правда, в ней уже давно газовая горелка установлена. Жара целебного, как от дров, нет. Не востребованы и полати, где в детстве спать любили. Дочь Людмила живёт в Барнауле, Саша – в Екатеринбурге, а вот трое сыновей, Николай, Владимир и Сергей, рядом с матерью, в Терёхино. Помогают, заботятся. И в День Победы обязательно соберутся вместе, будут вспоминать о прожитом, радоваться наступившему маю.

Фото автора

Автор: Ирина Шадрина