Николай Петрович Лунин и Иван Филиппович Шашков впервые встретились 50 лет назад.
26 мая 1964 года Лунин, капитан буксира «Капитан», привел первую нефтеналивную баржу к причалу у деревушки Усть-Балык. А заместителю начальника Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции Шашкову было поручено расчистить дно, чтобы ничто не помешало загрузке и отправке первой нефти на Омский нефтеперерабатывающий завод. И первое, что попросил капитан буксира у геолога, – справку, что все работы по расчистке выполнены.
Вчера они оба вспоминали этот эпизод, вспоминали, как первый, он же единственный оператор промысла Александр Пономарев подключал две скважины, которые пробурили, естественно, геологи, так как обустройство промысла еще только начиналось. Как все население Усть-Балыка сбежалось на митинг, и Шашкову, он был еще и председателем разведкома, пришлось согласовать с руководителем экспедиции Иваном Шаповаловым нерабочий день, за что ему впоследствии пришлось оправдываться…
Этот эпизод был одним из немногих, о которых рассказывали вчера с трибуны в большом зале областной Думы, и о чем вспоминали, когда заседание кончилось.
Заседание Думы было посвящено началу нефтегазовой истории Тюмени. И многие из тех, чьими трудами и жизнями она получилась и состоялась, были в зале. Говорили о Шаиме и о Березове. Смотрели фильм с такими знакомыми и такими до сил пор волнующими кадрами на экране. Выступали от округов. Называли Мегион и Самотлор. По-прежнему переживали, глядя на бушующее пламя Пурпейского открытого фонтана…
Единственное, о чем, мне кажется, стоило переживать – о малой вместимости большого зала, об отсутствии прямой трансляции. Живая история вернулась в стены здания бывшего облисполкома, в зал заседаний, который, если я не ошибаюсь, когда-то напрямую соединялся с главным штабом тюменских нефтяников – Главтюменьнефтегазом…
Да, когда капитан Лунин и геолог Шашков улыбались друг другу, в зале звучала песня из того времени, которую очень любили петь на всех параллелях тюменского меридиана: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»