Медиакарта
17:54 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Счастье духовной жизни

Отец Савва рассказал о монастыре и служении, которое несут его обитатели

Экспедиция «Земля счастливых людей» продолжается! Ветер и брызги в лицо! Два катера марки Silver с девятью отважными покорителями больших и малых рек Западной Сибири держат курс на Нижние Аремзяны, но пока у них остановка в Тобольске. Тобольский кремль со стороны реки Тобол производил особое впечатление: величественное архитектурное сооружение, сохраненное историей и людьми, возвышалось в лучах полуденного солнца. Прекрасная погода во второй день поездки поднимала путешественникам настроение. Здравствуй, древняя столица Сибири!

Писать о духовном счастье нелегко. В конечном итоге я отказалась от мудрствований и просто дала слово главному герою – отцу Савве. Ведь так все и было: он рассказывал все сам, без моих вопросов. Поэтому просто представьте: дождливый прохладный день в Абалакском монастыре, мы с коллегами, осоловевшие от свежего воздуха, великолепных видов и сладкого чая с пряниками в трапезной, слушаем о выборе, который делает не человек, но сам Господь.

Путь к Богу

Я был, конечно, крещеным человеком, еще в армии покрестился. Но вся моя вера заканчивалась на том, чтобы прийти в храм, прочитать «Отче наш», поставить свечу и уйти. Но выходя из храма, чувствовал, что церковь – это корабль спасения, а я – не на этом корабле. Лет восемь назад приехал в монастырь на крещение. Тогда первый раз исповедовался и понял, что христианство – это не теоретическая наука, а деятельность по исполнению заповедей.

После первого визита часть меня уже осталась в монастыре. Жил, продолжал работать, но стал замечать – вот служба началась, вот давно на исповеди не был. Два года прошло. Думал, собирался, а потом Великим постом приехал. Через два месяца думаю: «Пора и домой, я же не монах, чтобы столько времени в монастыре жить». И подходит владыка монастыря, теперь это владыка мичуринский и моршанский Гермоген, и говорит: «Ты никуда не собираешься? Планируем первый крестный ход на север с нашими чудотворными иконами». Ощущая перемены в душе, стал понимать, что надо держаться ближе к монастырю. «Ищите же прежде всего Царствия Божия и правды Его», – сказано в Евангелии, сам Господь мне это говорит.

Большая часть людей приходит в монастырь, когда судьба ставит на колени. Но весь мир живет по этому принципу – когда все нормально, никто же не перекрестится. Меня привела в храм болезнь. Я все время задыхался и кашлял, думал: «Как-то и работаешь, а яркой жизни нет, таблетки пьешь – все равно лучше не становится». Когда я пришел сюда, забыл, где эти таблетки вообще лежат.

Монастырский уклад

По образованию я строитель. Построил один коттедж, другой. Это все хорошо, но красивее для меня – служить ближнему и Богу. Есть такая строчка в Псалтыри: «Блажен муж, все свои пути предавший Господу». Где же еще, как не в монастыре, это сделать? В монастырь приехал – не умел читать по-церковнославянски, не знал простых основ. Однако сам режим в монастыре настраивает на дело. Принял иноческий постриг, а потом и священнический сан. До священного сана прошло около четырех лет.

Каждый в монастыре занимается своим послушанием, иногда тем, которым не хотелось бы заниматься. Но в этом-то и цель – нужно научиться отсекать свою волю.

В монастыре все устроено таким образом, что каждый занимается своим делом, и поэтому высвобождается время. Не надо каждому готовить для себя. Мы знаем, что в час все пришли, сели, и будет достойный обед. Иногда корочка хлеба и немного воды. Но даже их готовят так, что все паломники приезжают и говорят – как у вас тут все вкусно. Мы же все делаем не для галочки, не для начальства, а для Бога. И мы оставили все ради Бога.

Духовная битва

Наша природа повреждена первородным грехом, поэтому нам гораздо легче делать плохие дела, а не хорошие. Многие говорят: «У меня грехов нет». Это значит, что человек находится в тяжелейшем духовном состоянии. Я сам дожил до 33 лет, считая себя верующим человеком, но теперь знаю, если мы не причащаемся, не приступаем к таинству, то через три недели отлучаемся от церкви. Это значит, что человек остается без благодатного покрова. А бесы это видят. Враг-дьявол всегда говорит нам одно слово: «завтра». Завтра мы начнем зарядку делать, все наладится. Смот-ришь – десять лет пролетело. Цель христианства – научить нас правильно ставить цели и их добиваться. Говорят, ад – это где огонь горит. Но это образное обозначение. На самом деле ты будешь видеть, что вот Господь, а ты со своими повреждениями не сможешь быть в Его царствии. Мука будет от этого вечного одиночества.

Мне нравится сравнение, что монахи – это не просто фонари, а маяки, которые освещают путь далеко вперед. Я, конечно, уж точно не маяк. Но приложу все силы, чтобы им стать. Монастырь – послушание, рано вставать, много дел, но это не сравнится с дарами, которые дает Господь. Центр монастырской жизни – это богослужение, наша литургия. Кода мы объединяемся в молитве, получаем благодатные силы, чтобы продолжать борьбу. Сам монастырь – это крепость, которая ведет войну с грехом. Такая у нас боевая дружина.

Автор: Кристина ШЕЛЕМЕХА, Сергей КУЗНЕЦОВ