«На России не лежит никакой ответственности за ту мировую катастрофу, от которой она же больше всего пострадала» (министр финансов России граф Коковцев).
«Вечный мир – некрасивая мечта», – заявил начальник германского Генштаба Мольтке. Хотя, казалось бы, что делить в устоявшемся и благополучном европейском доме, где все правители между собой родственники? Мать Николая II – датская принцесса Дагмара, Вильгельма II – английская принцесса Виктория, а русская императрица Александра Фёдоровна – внучка английской королевы.
Перефразируя Михаила Булгакова, скажем, что европейцев испортил квартирный вопрос, а точнее, по словам Карла Маркса – «борьба за передел уже поделённого мира». Колониальные гиганты Франция и Великобритания заключили «сердечное согласие» сохранить «прекрасную эпоху Европы». Поздно объединившаяся Германия требовала себе «места под солнцем».
России места было достаточно и усилия правительства сосредоточились на освоении сибирских просторов. При ежегодном приросте в 5-8% Россия совершает экономический рывок.
Но всё-таки Николай II понял – если хочешь мира, надо готовиться к войне. И в марте 1915 года Россия приняла военную программу. Вильгельм II внял совету начальника своего Генштаба Мольтке: «После 1917 года мощь России окажется непреодолимой, с войной надо поторопиться».
И вот уже тобольские газеты, цитируя «Телеграммы петербургского агентства», рассказывают об убийстве эрцгерцога Фердинанда, произошёдшем 28 июня в Сараево. Сначала кортеж был атакован с помощью самодельного взрывного устройства, затем стрелявший из браунинга 19-летний гимназист Гавриил Принцип, смертельно ранил герцога в лицо, а герцогиню в живот, раненые скончались до приезда врача. «Толпа пыталась расправиться с обоими преступниками».
28 июня австрийские власти предъявили Сербии ультиматум, дав на размышление ровно месяц. В него были включены требования, несовместимые с независимостью и достоинством страны. В частности от правительства Сербии требовали участия австрийцев в расследовании на сербской территории, а также в чистке рядов офицерства и чиновничества, замеченных в антиавстрийской пропаганде вплоть до их ареста по инициативе австрийских следователей.
До начала Первой мировой войны оставался всего лишь месяц.
Елена Габибова
Продолжаем публиковать скорбные списки с именами земляков, убитых, раненых, пропавших без вести (с начала войны по декабрь 1914 г.)
Колчанов Федот Александрович, Абалакской волости, д. Лукиной, ранен.
Кузнецов Яков Иванович, г. Тобольск, ранен
Перминов Иван Евменьевич, Новосельской волости, д. Новосельская, ранен.
Слинкин Илья Данилович, Новосельской волости, д. Слинкиной, ранен.
Смирнов Иван Ефимович, Ашлыкской волости, с. Агаменского, ранен
Санников Семен Константинович, г. Тобольск, ранен
Середкин Лазарь Осипович, Куларовской волости, д. Ульяновой, ранен
Сивков Федор Михайлович, Филинской волости, д. Денщики, ранен
Бабкин Василий Степанович, Самароской волости, с. Базьяновского, ранен
ефрейтор Донушев Федор Михайлович, Дубровной волости, Зенковой, ранен.
Кориков Кузьма Алексеевич, Кугаевской волости, д. Кориковой, ранен.
Саламатов Матвей Алексеевич, г. Тобольск, ранен.
ефрейтор Балуев Семен Дмитриевич, Бронниковской волости, д. Бобандиной, ранен.
Долгушин Константи Григорьевич, г. Тобольск, ранен
Крон Ян Янов, лютеранин, холост, г. Тобольск, ранен 20 октября.