Медиакарта
17:50 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Аннушка

Быстро бежит время. Не успеешь оглянуться, а за плечами уже целая жизнь. Анна Ивановна Гурьянова не любит считать ушедшие года. В её жизни всего было сполна, но женщина сумела пронести и сохранить на этом большом пути человечность и доброту сердца. А ещё воспоминания о своём детстве, хоть бесхлебном и трудном, но всё равно счастливом.

Как всё это было давно…

…Луна уже всползла на крышу конюшни и повисла на острие слеги. Совсем рядом, в летнем загоне, протяжно и шумно вздохнула корова и опять принялась за размеренную, как тиканье ходиков, жвачку. Где-то в соседях сонно лаяла собака. «Гав-гав!» - помолчит, «Гав-гав!» - помолчит. Прислушаешься, глянешь в небо - тоска берёт.

Маленькая Аннушка повернулась на правый бок, посмотрела на крепко спящую мать, измученную и утомлённую на поле, и постаралась отогнать сон прочь. Ведь за лошадьми надо доглядеть, чтобы не ушли в ночное далёко. Было ей в ту пору всего-то пять лет, но шла война, и в деревне Лосевой, что стояла недалеко от Загваздиной, как и везде, основную рабочую силу составляли старики, женщины да малые дети. Многодетная семья Лосевых тоже осталась без кормильца - отца Ивана Максимовича в июле 1941 года призвали на фронт. Эту картинку из детства Анна Ивановна запомнила на всю жизнь. - В семье было пятеро детей, и все с раннего детства работали. Уж война-то не спрашивала, сколько тебе годков: есть силёнка - трудись, - вспоминает Анна Ивановна. - Жалко было маму, она, бедная, день и ночь зарабатывала трудо-дни, которые были только на бумаге. Весной и летом - в поле, а ночью сторожила коней на выпасах, поэто- му я ей помогала, давала вздремнуть, чтобы силы совсем не иссякли. Как всё это было давно… Но вот в память мою так чётко врезались те мгновения военного детства, что порой и во сне от них вздрагиваешь. Зимой, бывало, поедем в лес за дровами и не можем выбраться обратно. Одно бревно еле-еле вытащим со старшими сёстрами да братом, а уж на следующее сил не хватает.

Отец большого семейства вернулся с фронта только в 1946 году, после окончания войны с Япо-нией. Его сразу назначили бригадиром в колхозе «Высокая горка». Но легче жить не стало. Работа изнуряла всех, а получали за неё гроши. В 1947 году, когда Аннушке исполнилось восемь лет, к ним в деревню из Томска приехал дядя отца и, посмотрев на незавидное житьё-бытьё своих родственников, предложил перебраться в город. Переезд дался нелегко, да и тяжело было покидать родную деревню. Обустроились на новом месте быстро. Отец и старшая сестра стали работать на заводе, а брат и Аннушка учились в школе. Жили в бараке. Купили корову, излишки молока продавали соседям. Заработанных денег хватало на одежду и продукты. Семья стала понемногу привыкать к жизни вдали от своей деревни, в которой остался их дом.

Может быть, так и остались Лосевы жить в городе, и по-иному сложилась бы судьба Аннушки, да произошла история, которая вновь вернула всех в родные края.

Узоры судьбы …После года городской жизни в Томске отец Аннушки поехал в Лосеву продавать свой дом. Купил гостинцы родственникам, а они заказывали ему привезти дрожжей, которых тогда в деревне не было. Исполнив их просьбу, отправился в путь. Но…

  • Видно, всем распоряжается в жизни судьба, - задумчиво сказала Анна Ивановна. - Отец забыл паспорт, и в Новосибирске его сняли с поезда. А когда нашли в маленьком чемоданчике дрожжи, то обвинили в спекуляции и без суда и следствия посадили. Оставшись без кормильца, мы вынуждены были вернуться в свою родную деревню. Чтобы иметь средства на существование, семья решила перебраться в зверосовхоз, где в то время были неплохие заработки. Когда Аннушка окончила семилетку, отец вернулся домой и настоял, чтобы она продолжала учёбу, получила профессию. Так девушка стала студенткой зооветтехникума.

  • Училась я хорошо, - вспоминает Анна Ивановна, - и после окончания техникума сразу пошла работать на звероферму. Сначала поставили зооучётчиком, но Матвей Павлович Важенин, старейший бригадир зверосовхоза, заметил меня, перевёл в свою бригаду по выращиванию песцов и стал моим мудрым наставником. Я очень благодарна ему за те жизненные уроки, которые он преподал.

Молодой специалист не только совершенствовала своё профессиональное мастерство, но, несмотря на загруженность, продолжала учиться в вечерней школе и окончила десять классов. А вскоре сменила своего наставника и стала бригадиром. Её активности не было предела: уже будучи членом КПСС, она старалась не пропускать политзанятия, окончила университет марксизма-ленинизма, а в то время не каждого в него рекомендовали.

Радовали и успехи бригады. По итогам социалистического соревнования её коллектив в восемнадцать человек был всегда в передовиках, а это значит не только в почёте, но и при хорошей зарплате.

  • Так и работали мы без устали, - продолжает Анна Ивановна, - всё делали вручную, и, чтобы добиться успеха, надо было ох как много сил. Но это ещё не главное. Чтобы не допустить падежа и вырастить здоровых зверьков, получить высокий приплод, мы постоянно совершенствовали свои знания по ветеринарии. Я не стеснялась консультироваться, просить совета у своего наставника Матвея Павловича, который уже был на пенсии. Всё это мне помогало. А ещё успех во многом зависел от тех людей, которые работали в бригаде. Коллектив я сумела сплотить. Никого особо не наказывала, но слово моё было веским. Свои эмоции держала при себе и молодым коллегам всегда говорила: «Не надо суеты, будешь работать спокойнее, всё получится».

Это А.И. Гурьянова усвоила, когда работала со своим наставником Матвеем Павловичем Важениным. Все в бригаде были очень дружны и сейчас, по истечении многих лет, часто встречаются и вспоминают прожитые годы. Здесь же, в зверосов-хозе, Аннушка встретила свою любовь. Появился красивый и бравый участковый инспектор в посёл- ке - такой, что не влюбиться было нельзя. Да и она была девицей-красой. Годы её не состарили: такой же блеск в глазах, и лишь красивая шапка волос покрылась мягким серебром.

Между семейными заботами и рождением детей, а их в семье Гурьяновых появилось трое, Анна Ивановна по-прежнему всюду успевала: выводила в очередной раз в победители свою бригаду и как депутат райсовета спешила разобраться в развитии звероводства, помочь избирателям в житейских вопросах. Но самая главная награда была впереди.

На вес золота

Коллектив звероводов бригады Гурьяновой своими достижениями прославился не только в районе, но и в области. Успехи приходили и по итогам Всесоюзного соревнования среди звероводов. Но чтобы добиться большого приплода от каждой самки и обеспечить их полную сохранность, нужно было знать весь процесс выращивания зверьков до мелочей. И бригада его хорошо усвоила. На протяжении нескольких лет от каждой самки получали по десять щенков. Это были наивысшие показатели, по итогам которых звероводы под руководством Анны Ивановны стали участниками Всесоюзной выставки достижения народного хозяйства и получили бронзовую медаль.

  • Эта награда для нас на вес золота, - говорит женщина, - ведь отметили весь коллектив и притом на высоком уровне. Такое признание дорогого стоит.

Через несколько дней после этой большой радости пришло известие о награждении бригадира Гурьяновой за многолетний труд и высокие показатели в труде орденом «Знак Почёта».

А труд её действительно был многолетним. Тридцать лет из тридцати девяти она возглавляла бригаду на звероферме, дала путёвку в жизнь многим молодым специалистам в этой отрасли.

Несмотря на невзгоды жизни, Анна Ивановна считает себя счастливым человеком. С мужем они душа в душу прожили пятьдесят лет и недавно отметили золотую свадьбу, вырастили достойных детей и внуков. А ещё главной удачей считает то, что всегда занималась любимым делом, и хотя дорога жизни делала повороты, Аннушка не искала лёгкого пути, больших денег, не стремилась сделать карьеру - она была верна своей профессии. Как говорит сама А.И. Гурьянова, жила так, чтобы ни от бога греха, ни от людей стыда.

Галина ГРЕБЕНЩИКОВА, фото Тимура КАРЫМОВА