Деревенская молодёжь военной поры. На первый взгляд кажется, что мы всё о них знаем, и их судьбы похожи, как две капли воды, ан нет, в общей массе каждый прожил свою жизнь. Они, как ручейки, сливались, становились глубже, превращались в могучие реки или разлетались в стороны и терялись, но были по-своему тяжёлыми и запоминающимися.
Мой сегодняшний рассказ о частичке жизни простой деревенской девчонки Клавы, с малых лет познавшей тяготы колхозной жизни, с длительными «командировками» на сероточку и лесозаготовки, а в военные годы по воле судьбы или государства ставшей строителем.
Клавдия Леонтьевна Бакшеева (Брызгалова в девичестве) родилась в деревне Устьлотовка 24 июня 1924 года. В крестьянской семье Леонтия Ильича и Елены Семёновны родились двенадцать детей, семеро из которых умерли в младенческом возрасте. Клава по возрасту была четвёртой из выживших. Несмотря на тяжёлое время, родители стремились к тому, чтобы дети получили образование. Так, старший брат Яков окончил школу крестьянской молодёжи в городе Ишиме, а Клава – семилетку в Кротово. После окончания школы её, как одну из самых образованных в колхозе, назначили учётчиком на полевой стан. А вскоре с запада на страну налетела чёрная туча...
Колхозную молодёжь, не подлежащую призыву на фронт, начали отправлять на военные заводы и прочее обучение в города. Пришла повестка и Клавдии: через некоторое время она вместе с кротовчанкой Любой Токмаковой и другими землячками стала студенткой ФЗО (фабрично-заводского обучения) в городе Омске и получила специальность «каменщик-арматурщик-бетонщик».
Пока на западе шли бои, она строила в Омске элеватор, а когда фашиста в 1944 году погнали в его логово, из выпускников начали собирать бригады и отправлять на восстановление разрушенных городов. Уезжали в Ставрополь, Новороссийск. Клавдию увезли в столицу Белоруссии город Минск. Ещё долгие пять лет девушке не суждено было увидеть родные места. На себе поднимали кирпичи и раствор на верхние этажи высотных зданий, вручную разбирали развалины, лопатами копали котлованы. Всё это была каждодневная, рутинная работа, а запомнился из тех времён ей случай, когда они с подругой сидели на дне ещё не докопанного котлована, а над ними очень низко пролетали журавли. Нестерпимо захотелось домой, и они, уткнувшись друг дружке в плечи, плакали.
Так уж устроена жизнь человеческая – всё проходит, и 3 апреля (это же надо было запомнить!) 1949 года Клавдия вернулась домой. Здесь также пригодились её навыки строителя.
Постепенно всё входило в мирную колею, пришло время и моей героине устраивать свою личную жизнь. Когда Клавдии предложил свою руку и сердце местный вдовец Василий Степанович Бакшеев, на попечении которого уже было четверо малолетних детей, то она, практически не раздумывая, согласилась стать им мамой. Да, именно мамой она им и стала, потому как зовут они её так до сих пор и навещают при первой возможности.
Недолго продлился счастливый брак, в результате которого родились ещё шестеро детишек. В то время, когда их совместные первенцы ходили в начальные классы, а самая младшая дочурка питалась грудным молоком, после тяжёлой болезни Василия Степановича не стало. Клавдия Леонтьевна одна воспитала десятерых детей, а они подарили ей двенадцать внуков и семнадцать правнуков. Сейчас дети в свою очередь заботятся о ней. Уже более 33-х лет она живёт в доме дочери Людмилы и зятя Александра Зануда в Кротово, а поздравить с юбилеем любимую маму и бабушку дети приехали даже из Минска.
Несмотря на то, что она уже четыре года не поднимается с постели, природная любознательность не позволяет оставаться в стороне от событий, происходящих в районе и мире. Информацию Клавдия Леонтьевна черпает из газет при помощи лупы.
Принимала поздравления в этот день именинница от односельчан и районного руководства. Заместитель главы района по социальным вопросам Л.И. Угрюмова вручила ей поздравление от президента РФ и подарки от главы района.
Фото: автор