Знать, видеть, понять, а еще – почувствовать и прочувствовать, удивиться, задуматься… и помнить! Вот то главное, что заставляет нас изучать историю края православного, сибирского, малой родины с большим и богатым прошлым.
Нынче есть повод для экскурса в это прошлое: 365 лет первому селению на Исети, и 360 – второму, главному
А первое – это…
Вот что писал наш краевед Анатолий Лаврентьевич Емельянов:
«…Одним из первых жителей Приисетья стал старец Рафаил, основавший монастырь-пустынь».
Цитирует он историка И.Я.Словцова: «По Исети – Далматов монастырь в 1644 году. И в 1645 – Рафаилов монастырь на живописном месте, за пять лет до Исетского острога (1650), с которым он мог через колокольню перекликаться знаками в случае набегов».
Итак, основатель села Рафайлово – инок Далматовского монастыря старец Рафаил. Это потом в 1650 году прибыли казаки из Тобольска и построили острог.
А первым русским на Исети был монах Далмат, в миру Дмитрий Иванович Мокринский. Он много лет жил в Тобольске, а после смерти жены решил искать уединения и отправился в путь… Поселился в пещере на высоком берегу Исети, там, где впадает в нее Теча, и там, где бьет ключом родник, там, где простор взгляду, там, где душе услада.
Трудно ли ему было? Конечно.
От него, от той пещеры на берегу крутом – наше начало. Там – православный исток. Оттуда – становление святыни нашей – Рафайловского Свято-Троицкого монастыря. В 1769 году на берегу Ялынки, притоке Исети был построен храм высотой 40 саженей (85 метров). Было в нем четыре престола. На звоннице десять колоколов. Имелась иконописная мастерская. Позже игумен Свято-Троицкого монастыря Андрей причислен к лику российских святых. Есть у нас на небе заступник.
Духовной столицей Приисетья была намоленная рафайловская сторона. Здесь природа красоты особенной. Разве это случайно? Да нет же.
И сегодня каждому из нас, православных, дорога эта сторона.
Она – начало. И начинается это начало с Далмата Исетского и Всея Сибири чудотворца.
«Заря» решила в юбилейный год провести краеведческую акцию «Знай, изучай, думай».
И первый выезд – к истоку, и началу, в Далматовский монастырь! На нашу Исеть у курганских берегов.
Далмат – Исетский чудотворец!
Среди исетских паломников – пожилые, молодые и юные православные жители райцентра, с.Шорохово, с.Бархатово, п.Коммунар, с.Верх-Бешкиль.
…Высокий берег. Крепкие каменные стены. Возведены они в годах 1720 – 1763, и стояла на горе крепость с четырьмя башнями по углам. В 1871–1884 годах на месте погребения Далмата построен храм.
Далматовский монастырь был центром духовного просвещения. Здесь действовали славяно-русская школа, духовное училище.
А сегодня эта обитель – место паломничества православных Сибири, Урала.
С наместником, игуменом Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря Варнавой поговорить не удалось: он был в Кургане. Замещавший его отец Иосиф сказал о том, что люди едут сюда со всей России. Возрождается, восстанавливается обитель. Здесь тринадцать иноков, есть послушники, свое хозяйство имеется, на территории цветники. Живет монастырь, помогая православным хранить веру.
В трапезной мы обедали и ужинали. Ночевали в комнатах для паломников. В храме были на Божественной литургии, на исповеди, на причастии. Поклонились мощам Далмата Исетского и Всея Сибири чудотворца. Искупались в святом источнике, набрали воды из того родника, около которого стоял когда-то Далмат. И помолились. Из храма мы ушли в двенадцатом часу, почти в полночь, а утром в 5.30 снова были здесь.
Отрада душе находиться в храме во имя Божией Матери «Всех скорбящих радосте».
Перед отъездом я попросила земляков-паломников сказать о впечатлениях.
Т.М.Дернова, учительница Коммунаровской средней школы, руководитель школьного музея, победитель Всероссийского конкурса педагогов-новаторов:
– Неисповедимы пути Господни… Лет 20 назад я приезжала сюда, и вот снова радость встречи с православной обителью. Уважительно говорят люди об этом монастыре, он – центр духовности, он – историческая ценность. В храме старинные иконы, а какая интересная роспись стен!
Мы сейчас прикоснулись к святыням, почтили память Далмата. Ощутили атмосферу тех лет, этого намоленного предками места! Жаль то, что мало мы знаем о православном прошлом своего края, Сибири и России. А ведь Русь всегда крепка была верой! Мало мы рассказываем детям об истоках. И потом, читать, слышать – это одно, а вот видеть – это другое! Сегодня мы увидели чудо, красоту, ощутили благодать!
С.В.Плотников, руководитель ООО «Ирюм»:
– Мы имеем возможность поклониться мощам Далмата Исетского и Всея Сибири чудотворца, насытиться духовной пищей. В святых стенах древнего храма можем помолиться за себя, за сродников, исповедаться и причаститься. Можем искупаться в водах святого источника. Мы здесь встретились с истоками, отсюда – наше начало! Отсюда – летопись родного края!
О.А.Петров, предприниматель:
– Для меня огромная радость – общение с православной святыней Сибири и Урала. Вот где наш исток, вот где наше начало! Отсюда поплыл по Исети старец Рафаил. Здесь на высоком берегу стоял когда-то Далмат и смотрел на реку. Смотрел на нашу Исеть! Интересно всё это. И увиденное заставляет думать.
Лиза Осипова, ученица ИСШ№2:
– Как тут здорово! Стены каменные, толстые и крепкие, на века их строили. Они и стоят века! Вот бы на стену взобраться! К святому источнику по крутым ступенькам спускались, воду пили! Интересно! Вот где жил Далмат, которому поклоняются, которого почитают! Место очень красивое, берег высокий!
Вот так сказали мои земляки.
В храме многолюдно. Приехали паломники из Челябинска, Каменск-Уральского… Притягательную силу имеет эта обитель на берегу Исети!
На берегу нашей Исети! Потому нам, исетцам, она особенно дорога!
Следующую краеведческо-познавательную поездку «Заря» планирует в Заводоуковский район. Почему? Цитирую книгу А.Л.Емельянова: «Мало чем отличалась Рафаилова пустынь от других монастырей. Получив от государства 1000 десятин земли в Приисетье, удалось завести новую Уковскую заимку в верховьях реки Ук, правого притока Тобола, куда было перевезено 18 семей и основана деревня Макарова. Позднее в 1763-64 годах на Ук переводится ещё несколько семей и основываются Новая и Старая Заимки…».
Вот такие архивные данные приводит в книге Анатолий Лаврентьевич.
Ширился и креп наш монастырь. От Исети до Ука имел земли, потому съездим посмотрим на поля, когда-то исетцами начатые.
Монастырская братия не только хлеб сеяла, но и сеяла, растила, крепила веру в душах православных сибиряков, помогая им в буднях совсем непростых. А эти сибиряки – наши предки!
Нина Терентьева