Ирина Андреевна Катова (псевдоним Андреева) – тюменская писательница, автор книг деревенской прозы. Родилась она 25 ноября 1961 г. в сибирской глубинке в совхозе «Партизан» Абатского района Тюменской области в многодетной семье простых крестьян Андрея Ивановича и Анны Егоровны Груббе. Отец работал слесарем в МТМ, мама – ветеринарным техником. В 1969 г. Ирина пошла в Партизанскую среднюю школу. После её окончания в 1979 г. поступила в строительное училище № 6 на отделение ОПУ (оператор пульта управления ж/б производства). Затем продолжила обучение в Тюменском машиностроительном техникуме по специальности «промышленное и гражданское строительство». В 1982 году вернулась в родной совхоз по целевому направлению, работала мастером на строительстве жилых и производственных объектов совхоза «Партизан».
В 1985 году вышла замуж за Валерия Акимовича Катова. С мужем переехала в Тюменский район, п. Московский. Вновь работала на строительных объектах в госплемзаводе «Тополя». В двухтысячные годы трудилась секретарём в ГНУ НИИСХ «Северного Зауралья». По совместительству оформляла конференц-зал к праздникам, юбилеям, сельскохозяйственным выставкам, научно-практическим конференциям. Принимала активное участие в оформлении сельскохозяйственных выставок районного и областного масштаба, экспозиции «Золотая осень» для выставок в Москве и Екатеринбурге. Имеет двух взрослых детей: сына Сергея и дочь Полину, помогает в воспитании внука.
Одним из любимых её увлечений является чтение книг. Они для неё необходимы как воздух. Особенно бесценными для Ирины Андреевой являются: «Пётр I» А. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Жизнь взаймы», «Три товарища» Э. Ремарка, «В круге первом» В. Солженицына, «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Любимые поэты писательницы – С. Есенин, З. Гиппиус, Н. Старшинов, В. Тушнова, А. Дементьев, Р. Гамзатов, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов, Г. Регистан и др.
Литературным творчеством она начала заниматься около 20 лет назад с небольших публикаций в районной газете «Красное знамя».
В 2010 году вышла в свет первая книга Ирины Андреевой «Знак бесконечности», которая объединила повести «Мать и мачеха», «Знак бесконечности» и рассказы о взаимоотношениях людей, сложностях и превратностях судеб, об утверждении вечных духовных ценностей.
После их прочтения у многих читателей возникает вопрос: «А не сама ли автор – главная героиня?». В какой-то мере это так, ведь каждый художник вкладывает в своего героя частичку себя, своё отношение к происходящему. Но всё же герои в этой книге - образы собирательные. Так, например, главная героиня в «Знаке бесконечности» подсмотрена автором ещё в юности. Она является прототипом сестры однокурсницы Ирины Андреевой.
И Липкин отец Феопемпт – это реальный персонаж, хотя в нём тоже больше собирательного. Когда автор работала в приёмной ГНУ НИИСХ «Северного Зауралья», пришла женщина, которая собирала документы для оформления пенсии. Она увидела в бумагах на подпись это чудное имя и спросила её о его происхождении. Женщина пожаловалась, что всю жизнь мучается с этим отчеством, то букву пропустят, то вообще исковеркают. Что отец был из староверов и т.д. Что-то привлекло Ирину в этом рассказе и запомнилось. А когда родственница из Омска рассказала историю знакомства на катке со своим будущим мужем, у неё в голове вдруг сразу родился готовый сюжет, который по мере написания обрастал всё новыми интересными совпадениями.
В «Мать и мачехе» идея также выдумана автором, хотя есть много жизненных эпизодов, например, травма позвоночника у Николая. Такая травма была у папы Ирины Андреевой, он долго восстанавливался после неё, но встал в строй. Случай с летучей мышью произошёл лично с писательницей, она даже и не знала, что они у нас водятся.
Мать Любы – Анна Егоровна, декан в институте – Андрей Иванович, имена родителей автора, так почему-то захотелось назвать ей своих персонажей, но не обязательно искать в этом какие-то аналогии.
В 2011 году вышел двухтомник Ирины Андреевой «Рябиновые бусы». В первую часть вошла повесть «Лишь бы не было поздно». Это ностальгия по умирающей деревне, рассуждение о смысле жизни, преемственности поколений, о непреходящей ценности в жизни каждого человека – семье. Во вторую часть вошли две повести и рассказы. Повесть «Вера и надежда» - пронзительная история о любви, вере, надежде, которая преодолеет любые преграды. «Рябиновые бусы» - сентиментальная история о любви, пронесённой через жизненные невзгоды.
В 2012 году издан сборник «Деревенское солнце», состоящий из одноимённой повести и рассказов, написанных в одном ключе – это боль по умирающей российской деревне, поруганной доле крестьянства.
В книге «Белые крылья печали» (2013 г.), как и в предыдущих изданиях Ирины Андреевой, ярко ощущается тоска по малой родине и её горькой участи. Желание возвратиться и хотя бы глазком оценить то, что от неё осталось.
Несмотря на то, что автор затрагивает в своих произведениях столь важные темы, их язык прост, красочен, лаконичен. А герои – сибиряки, простые люди со своими мыслями, желаниями и делами. Все они хотят добиться лучшего для себя, своих детей и внуков. Эти люди искренние, совестливые, с понятием о добре и зле, т.е. с чисто русскими корнями. Они не красуются, живут по правде. В жизни, в горе, в радости, в беде – во всём они остаются сами собой.