Видно, и впрямь моряк моряка видит издалека, если из четырёх водителей комплексного центра социального обслуживания населения трое отслужили в морфлоте.
Завтра у них праздник. С прошлого года его торжественно встречают в городе в сквере воинской славы. Николай Печёрин, Дмитрий Орлов и Алексей Кунгурцев обязательно придут на эту встречу и в который раз примутся говорить о службе. Почему-то снится она им хорошими минутами, а вспоминается не самыми лёгкими.
Трудности, знакомые любому моряку и лично пережитые, не мешают моим собеседникам считать свой род войск серьёзной школой жизни и едва ли не самой яркой страницей биографии. Череда совпадений на этом не оканчивается. Оказалось, что у всех троих за плечами учёба в ПТУ-29 и сугубо земные профессии механизатора и водителя.
Когда в 1978 году Николай Печёрин из Бигилы ушёл в армию, мальчикам Диме и Лёше из Заводоуковска исполнилось по два года. В 1994 году ребят призвали на службу, и отправились они, круче Тобола ничего не видевшие, к морям-океанам. Дмитрий проходил «учебку» в Хабаровске, а Алексей вслед за Николаем на острове Русском. Только первый полгода отучился в радиотехнической школе, а второй – в школе оружия.
После Орлова направили на большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев». По Японскому морю ходил, а в боевых походах не участвовал. Служба его шла буднично, строго по распорядку. Ещё через полгода в составе 55-й дивизии морской пехоты был отправлен водителем на первую чеченскую войну. В добровольно-принудительном порядке. Беслан, Аргун, Шали, далее по списку… Поначалу Дмитрий понять не мог, как в таких же россиян стрелять? Потом был бой, второй, третий. И там всё по-настоящему: грязь, смерть. Много смертей рядом. Оставив на память ранение, война отпустила его сравнительно легко. Через 15 лет Дмитрию вручили медаль Суворова. Его дембельская форма в порядке, только теперь она ему не по размеру.
У Алексея Кунгурцева, внука моряка, другая история. После воздушного перелёта в дружественный Вьетнам пустые щи да жёсткая дедовщина на острове Русском сменились на рай земной: тепло, вдоволь еды, бананы. Свои 69 килограммов моряк быстро довёл до ста. При его почти двухметровом росте – самое то. Сказкой стали для Кунгурцева полтора года службы водителем командира части на сухопутной базе обеспечения кораблей. В Россию возвращался 11 суток на госпитальном судне «Иртыш» и наравне с его командой нёс вахты. Вот тогда и понял Алексей, чем океан от моря отличается – цветом воды, количеством акул и ощущением абсолютной безбрежности. А желание вернуться во Вьетнам хотя бы на время отпуска крепнет у него год от году.
В сравнении с Дмитрием и Алексеем Николай Печёрин просто морской волк. Три года управлял он на крейсере «Адмирал Сенявин» стрельбой главного калибра. И к воюющему Вьетнаму боевым походом ходил. Свой кубрик размером в два салона «газели» на 18 человек старший матрос помнит в деталях. И невероятное сочетание этого ограниченного пространства с безграничной гладью воды не забыл…
У наших моряков одни моря-океаны на троих, одна профессия и одна установка – всегда оставаться человеком, помнить, что долг мужчины – защищать свою семью и страну, в трудной ситуации работать головой, а не кулаками, ну, а дальше война план покажет...
Лилия НАЗАРЕНКО
Фото автора и из домашнего архива Алексея Кунгурцева
• У моряков Николая Печёрина и Дмитрия Орлова бескозырки уже наготове.