Как летит время! Совсем недавно он жил в своём родном селе Тушнолобово. Общался с односельчанами, когда приглашали в школу – шёл, рассказывал ребятишкам о войне. Они внимательно слушали, задавали вопросы. Почти всегда одни и те же. Страшно ли было на войне? Сколько времени пришлось ему воевать с фашистами?
И он, не торопясь, отвечал. Да, было очень страшно, но ведь кому-то надо было защищать Родину и он выполнял свой солдатский долг.
До начала Великой Отечественной войны было ещё два года, когда его призвали на службу в Красную Армию.
Он был направлен в 581 артполк, который входил в 153 дивизию. Командовал дивизией генерал Федюнинский. Дивизия стояла на Западных рубежах, поэтому Николай Андреевич Петраш с первых дней начала боёв оказался в самом пекле.
Никогда в жизни он больше не испытывал того, что происходило в июне 41-го. В считанные дни были разрушены сёла, города, гибло мирное население.
В течение недели дивизия потеряла почти половину своего состава.
Особенно тяжело было видеть, как под палящим июньским солнцем гибли его друзья, с которыми делил он будни армейской жизни.
Однако, несмотря на неудачи, боевой дух солдат не был сломлен. Они свято верили своим командирам, верили, что сумеют достойно ответить врагу.
И вот этот час настал. Отрадный, небывалый. Под Смоленском их батареи надо было обеспечить переправу через мост наших частей и мирного населения.
И батарейцы держались. Мост был взорван только поздним вечером, когда к нему вплотную подошёл неприятель.
За этот неравный бой Николай Андреевич был награждён медалью «За отвагу». А потом ранение под Волховым. Лечился недолго. И опять – фронт. Теперь уже танковая бригада. А он, Петраш – укладчик снарядов на танке «Т-34».
Первый Украинский фронт. Бои шли за Полтаву. Запомнился бывалому солдату бой, когда фашисты ввели в сражение большое количество своих «Тигров». «Огромная махина, смотреть страшно, а мы поджигали их и на таран шли», - вспоминал Николай Андреевич.
В одном из боёв в 45 километрах от Полтавы Петраш и его товарищи уничтожили только в одном бою шесть танков.
За бои на первом Украинском Николай Андреевич Петраш был удостоен высокой награды – Ордена Славы третьей степени. Но был бой, который он запомнил на всю оставшуюся жизнь, и говорил, что часто видит картину этого боя во сне.
Произошло это под Конотопом. Танковое сражение длилось несколько часов, и враг отступил, а наш земляк был удостоен Ордена Славы второй степени.
Дороги, фронтовые дороги… Они привели сибиряка в Берлин. Вместе с командиром экипажа Василием Бойко, механиком Николаем Кривошеевым, командиром роты капитаном Болдыревым прошёл Николай Андреевич Петраш последние вёрсты войны.
В боях за Берлин вновь отличился наш земляк и был представлен к Ордену солдатской Славы. Эта высочайшая награда за доблесть и мужество была вручена Н. Петрашу только в канун 54-й годовщины Победы.
Вернулся домой Николай в 1946 году. Трудился, как мог: кладовщиком, грузчиком, охранником более 30 лет. На пенсию ушёл в 1977 году.
И вот в июне 1999 года Николая Андреевича не стало.
В Тушнолобово его помнят: учителя школы говорят детям о его мужестве, о подвиге ратном, в ветеранском музее о Николае Андреевиче подробно расскажет председатель сельского совета ветеранов.
Как-то приезжал в Абатское брат Николая Андреевича. Это он летом 1999 года передал в музей все награды, в том числе и все три Ордена Славы.
На сельском кладбище на могиле Н. Петраша есть памятник, за которым ухаживают учащиеся школы.
И в день Победы к подножию памятника односельчане принесут цветы, они скажут слова благодарности всем, кто защищал Родину в те незабываемые сороковые.