В год учителя уважаемым наставникам своим посвящаю эти строки.
Я не стану приводить хронику их большой жизни, о ней можно написать книгу, а просто поразмышляю, вспоминая некоторые сюжеты.
Супружеская чета - Анна Абрамовна и Петр Иванович Скипины - отразилась в памяти так.
ОНА - стройная, с улыбчивым лицом, добрыми глазами, пышной прической, приятным, выразительным голосом, скромно, но со вкусом одета. В нашей школе вела русский язык и литературу. На первых же уроках она поразила нас своими нестандартными суждениями. Вспоминаются вопросы, заданные классу: «Ребята, жизнь сложная штука, все в ней перемешано, как же отделить стоящее от ненастоящего?» Или А.А. спрашивает: «Надо ли удивляться? Попробуйте удивляться, пробуйте мечтать, мир вы увидите в различных сочетаниях и красках. Люди, которых ничто не удивляет - скучные личности, и мне их жалко и даже стыдно за них. Жизнь удивительна и разнообразна, и люди тоже удивительны. И каждый из вас, если бы захотел, мог бы узнать и увидеть гораздо больше, чем знает и видит. Поэтому как важно удивляться! Учитесь размышлять, ребятки, над всем, что прочитываете, видите, слышите, чувствуете, и вам будет что сказать, вы будете избавляться от косноязычности».
Зачитывая главу из «Войны и мира» о Наташе Ростовой на балу, А.А. преображалась, глаза ее наполнялись блеском. ОНА входила в роль и начинала с книжкой в руке подтанцовывать. Нам казалось, классная комната превращается в шикарный дворец, а Наташа Ростова с нами на уроке! Андрей Болконский, раненый, на поле брани. Его мысли о смысле жизни, когда он глядел в бесконечное небо, она зачитывала так, что даже мы, парни, поднимали головы, и потолок в классе казался безграничным небом, в котором парит гордая птица, плывут облака! Мы размышляем! И это здорово!
Школьные сочинения. Писать их, особенно для парней, - занятие не очень интересное. Мое сочинение, написанное в одиннадцатом классе - «Образ коммуниста в произведении М.Шолохова «Поднятая целина», - А.А посчитала, наверное, самым коротким сочинением за всю свою педагогическую практику. Спустя лет десять, на вечере встречи выпускников, А.А., вспоминая разные истории и проказы из школьной жизни, зачитала его. Состоял этот «шедевр» из одного предложения: «В романе «Поднятая целина» М.А.Шолохов показал, что коммунист должен быть скромным, честным, преданным партии и революции, политически грамотным». Такого содержания я сдаю ей заданное на дом сочинение.
«Ни под какие каноны написания школьных сочинений оно не подходит, - поясняла А.А, - но перечисленные нравственные качества коммуниста совпадают с требованиями Устава партии, поэтому двойку не ставлю».
ОНА находила разнообразные способы и подходы, постепенно все парни стали сдавать более содержательные работы. Чтобы как-то стимулировать учеников, А.А. хвалила нас, особенно за несписанные предложения. Окрыленные похвалой, мы по ночам сидели над сочинениями, старались придумать собственные предложения. «Литература начинается там, где кончается расчетливость разума и начинаются чувства, переживания, размышления. Вот когда вы «поймаете» эту грань, ваши сочинения преобразятся», - восклицала Анна Абрамовна. Естественно и просто ОНА протягивала нам руку помощи, предлагала шагать вперед и открывать двери в страну знаний, ненавязчиво показывала правильный путь. Уроки ОНА проводила легко, эмоционально, без жертвенности и педагогических мук, на них не было ничего мертвящего, не было лжи и лукавства. Сейчас, когда я проработал в школе четыре десятка лет, размышляя об учительском труде, прихожу к выводу, что моя учительница не искала педагогической помощи в инструкциях и циркулярах, а просто и естественно отдавалась своей работе, ощущая радость от своей профессии. ОНА сумела высвободить из плена разных наставлений и приказов ту бриллиантовую, ценнейшую жилку, которая и есть - педагогический дар.
При встречах я смотрю на ее лицо, глаза - ОНА все такая же оптимистка до мозга костей, чувство юмора не покидает ее, глаза, как и прежде, наполнены блеском. ОНА легко двигается и гоняет на велосипеде, заразительно смеется, восхищается природой, удивляется поступкам внучат и правнуков, лелеет их. Дай Бог, чтобы такой она оставалась на долгие годы.
OH - стройный, с волнистой шевелюрой, голубоглазый, в элегантном костюме, в гармонию подобранными сорочкой, галстуком, носками и обувью. Да, девчонки влюблялись в своего учителя, и это естественно в юности. ОН обладает негромким голосом, красивыми жестами, грамотной, убедительной речью, воздействующей на любую аудиторию. Мой директор - при нем я учился в школе, а после окончания армейской службы был принят в штат в качестве учителя физкультуры и военрука.
Годы его работы в Окуневской школе многие, кто постарше, считают эпохой Петра. Вспоминая школьные годы, в беседах употребляют выражения - «до Петра», «при Петре». До Петра школа наша была семилетней, при Петре стала средней. В юные годы у меня это ассоциировалось с Великим Петром Алексеевичем, реформатором России.
В Окуневской школе были и оппоненты Петра Ивановича. ОН, не смотря ни на что, выстраивал уникальный коллектив, принимая на работу учительские семейные пары, или способствовал созданию их. Семь таких пар учительствовали при Петре в Окунево. Ученическое самоуправление впервые в районе внедрено и обкатано в нашей школе, хор учителей - лауреат смотров-конкурсов, производственная бригада, сильнейшие спортсмены - победители, лучшая пионерская дружина - все это при Петре.
ОН был лучшим лектором-международником в районе. На планерках и педсоветах при нем стало традицией проводить политинформации о событиях в районе, стране и мире. ОН постоянно подчеркивал, что учитель не должен замыкаться только на своем предмете, а мыслить разносторонне, этим поднимая планку своего авторитета.
При Петре ежегодно школьники и учителя на всех каникулах ездили по туристическим путевкам по стране. Он считает, что, посещая города, бывая в музеях и на выставках, общаясь с разными людьми, учитель и ученик обогащаются в духовно-нравственном плане, а это дорогого стоит. Его уроки-лекции по истории увлекательны и интересны. ОН умело увязывает учебный материал с реально увиденной и услышанной информацией.
ОН и ОНА объездили десятки городов нашей страны, побывали в странах Восточной и Западной Европы, а Петр Иванович бывал и в Китае. ОН и ОНА обожают классическую музыку, каждый год поочередно ездят в Москву к своим любимым дочерям, покупают билеты в столичные театры. ОН - сторонник физической культуры и спорта, и я, как учитель физвоспитания, чувствовал ЕГО поддержку, заботу как директора и позднее - как заведующего РОНО. Как-то при встрече, будучи на пенсии, ОН рассказал мне, что в молодые годы тяжело заболел, а победить недуг ему помогла физкультура. С тех пор ОН не расстается с ней, для сохранения и подержания работоспособности организма за основу взял советы профессора Н.М.Амосова.
С годами у НЕГО появилась своя система для сопротивления старению, испытанная на себе. ОН читает лекции о ЗОЖ в санаториях и пансионатах, где отдыхает. ЕГО тезисы: «Человек чаще всего болеет от лени и жадности, иногда от неразумности. Для здоровья необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в еде, закаливание, умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!» ОН всегда восторженно повторяет: «Я счастливый человек! Я не болею завистью, не стремлюсь к обогащению, мое богатство - это дети, внуки и правнуки. Я познаю жизнь через общение с творческими людьми, через искусство, культуру!» В свои восемьдесят два он не потерял стимулы, чтобы напрягаться, терпеть режим, даже голодать. «Как вам это удается?», - спрашивают его? «Я - СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!», - восклицает ОН. Уверен, что сотни его учеников подпишутся под словами: «Мой учитель - самый лучший учитель в мире!»
От имени выпускников 1966 года поздравляю Анну Абрамовну и Петра Ивановича с Годом учителя! Здоровья и счастья вам на долгие годы!
Ю. ФАДЕЕВ,
с. Окунево.
На снимке: семья Скипиных; Петр Иванович, Анна Абрамовна, Сергей. В верхнем ряду - дочери Галина и Наталья.
Фото из семейного архива.