2 АВГУСТА – ДЕНЬ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К зданию отделения полиции № 1 (с. Аромашево) межрайонного отдела «Голышмановский» лихо подкатил специальный автомобиль марки «УАЗ» с проблесковыми сигналами и соответствующей надписью на борту. Водитель с погонами прапорщика направился к зданию.
– Александр Кейль? – Спросил я.
– Да, – ответил он. – Вы имеете отношение к воздушно-десантным войскам?
– Конечно. Правда, это было двадцать лет назад, – услышал ответ.
…Оказалось, Александр родился и вырос в с. Русаково в большой семье, в которой родители Александр Яковлевич (к сожалению, ныне покойный) и Розалия Фёдоровна воспитали пятерых детей – двух сыновей и трёх дочерей. Предки моего собеседника были немцы – переселенцы с Поволжья.
У А. Кейля обычная краткая биография – окончил среднюю школу, поступил в Аромашевское СПТУ № 9, получил профессию водителя автомобиля, немного поработал в совхозе по специальности, и ранним летом 1993 года был призван на срочную военную службу сроком на 1,5 года.
– В школьные годы я любил спорт, особенно мне было по душе играть в баскетбол, бегать на лыжах на дистанцию пять километров. По лыжным гонкам я выступал за школу, за совхоз «Русаковский», в молодости достиг неплохих результатов, – рассказал Александр. – Это заметили члены призывной комиссии, да и сам я просил направить меня на службу в воздушно-десантные войска. Так получилось, что в тот призыв в ВДВ из Аромашевского района был отобран я один.
Так началась срочная служба: два-три дня пробыл на областном сборном пункте в Тюмени, затем его направили в подмосковный город Нарофоминск, где дислоцировался полк ВДВ. Здесь сибиряк прошёл курс молодого бойца, совершенствовал свою физическую подготовку, в составе подразделения совершал марш-броски. Вскоре были курсы механиков-водителей боевой машины десанта в г. Омске.
Через несколько месяцев Александр получил воинскую специальность и был направлен для прохождения дальнейшей службы в г. Ульяновск в составе 104 воздушно-десантной дивизии. Здесь его определили в полк постоянной боевой готовности. Механик-водитель БМД рядовой Кейль дважды побывал на боевых учениях на полигоне в Оренбургской области. Второй раз учения планировали провести совместно с американскими «зелёными беретами», и они прибыли на место раньше, чтобы привыкнуть.
– Не секрет, что в Оренбургских степях ранее советские военачальники проводили испытания ядерного оружия, тому свидетельство – огромные воронки, сохранившиеся до сих пор, несколько повышенный фон радиации, – поделился информацией десантник. – Солдаты, обслуживающие полигон, рассказали нам, что американцы с помощью своих дозиметров обнаружили этот повышенный радиационный фон и в целях безопасности тотчас убыли восвояси. Так что мы их уже не застали и совместные учения на тот раз не состоялись. Мы же на том полигоне жили и проводили учения по месяцу и более.
В конце 1994 года разгоралась чеченская кампания, а механику-водителю Кейлю подошло время для демобилизации. Его батальон подняли по тревоге, десантники грузили технику в самолёты, которые направлялись в Чечню. В зимний мороз он помог молодым солдатам запустить мотор боевой машины десанта, а сам отбыл домой.
На счету Александра 13 прыжков с парашютом, с самолёта десантировали его боевую машину, но без экипажа в виду неблагоприятных погодных условий. Он хорошо помнит свой первый прыжок, совершённый в Тульской дивизии ВДВ из самолёта АН-2 с высоты 800 метров.
– В самолёте нас было человек восемь, и все один за другим сами покидали машину. Скорое приземление, радость, самоутверждение, поздравления... Другое дело – последующие прыжки, когда делаешь главный шаг в пустоту вполне осознанно, контролируя свои поведение и поступки. Вообще, находясь под куполом парашюта, испытываешь, как теперь говорят, нереальное чувство, которое трудно передать словами – это сказочная картина с высоты...
Отслужив, Александр вернулся в родное Русаково уже во многом другим человеком. Страна погружалась в печально известные 90-е годы двадцатого века, и нужны были силы, иной подход к жизни, чтобы всё это преодолеть. Расслабиться себе Кейль не позволил – время было не то. В начале декабря 1994 года он прибыл с военной службы, в конце того же месяца поступил на службу водителем автомобиля в органы Внутренних Дел, где трудится до сего дня. И здесь бывший десантник высоко держит марку, имея от начальников одни поощрения.
Не стал вчерашний воин откладывать на «потом» и семейный вопрос, тем более что со службы его ждала любимая девушка: в конце 1995 года состоялась свадьба.
Сегодня в семье Александра Александровича и Лилии Васильевны, специалиста отдела образования администрации района, трое детей. Старшая из них – дочь Кристина, окончила школу с золотой медалью, теперь успешно учится в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Два сына – пятиклассник Даниил и первоклассник Владислав – при родителях.
– Время покажет, где сыновья пожелают учиться дальше, – рассудил А.А. Кейль. – В принципе – это их дело. Но я не буду против их карьеры офицера вооружённых сил: армия теперь другая, и отношение к ней иное. В стране возвращено и утверждается доброе и высокое звание защитника Отечества, которому гарантированы права на обеспечение семьи жильём, а её главе – достойное денежное содержание.
Фото: Иван ГОРБУНОВ