Медиакарта
3:03 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

История школы - в истории района

Стараниями Маргариты Фёдоровны Фадеевой и Нины Александровны Григоровой в прошедшем учебном году состоялось мероприятие «Истории связующая нить», посвящённое 75-летнему юбилею школы № 1. В нём приняли учащиеся старших классов и ветераны педагогического труда. Организаторы так обозначили главную цель этой встречи: «Чтобы молодёжь знала и помнила свою историю». В ходе встречи было принято решение о возрождении школьного краеведческого музея. Значение таких мероприятий в патриотическом воспитании подрастающего поколения трудно переоценить. Итак, истории связующая нить…

В юбилейный для района и области год и в год своего 75-летия Сорокинская школа № 1 сделала свой 72-й выпуск. А первый состоялся в 1942-м. Выпускник этого года, полковник в отставке Всеволод Николаевич Коцуба (сейчас он живёт на Украине) так вспоминает то время: «Мы все рвались на фронт, ходили в военкомат, в райком. Но там нам разъясняли, что наша помощь фронту – в труде и учёбе. Мы снова шли, нас снова выпроваживали. В старших классах ввели начальную военную подготовку. Мы горячо взялись за военное дело, ибо готовили себя на защиту Родины. Учебный год фактически начинался со второй четверти (после первой – трудовой). Работы хватало: прополка, сенокос, уборка, работа на току, заготовка дров. Жили в шалашах или избах. Уставали, но не унывали. Жадно слушали фронтовые сводки. По картам отмечали линию фронта. Собирали деньги на постройку танковой колонны. Девочки вязали варежки, носки для фронтовиков. В 10 классе получили права комбайнеров и трактористов. Работали помощниками на полях и всё же рвались на фронт. После выпуска 1942 года все парни вместе с директором В.А. Соломиным добровольно ушли на фронт».

Чем же жила школа в эти трудные годы? Из воспоминаний отличника народного просвещения, педагога-ветерана школы № 1 Надежды Григорьевны Сухарь, которая, будучи ученицей, ходила на учёбу из Стрельцовки пешком: «Трудными были эти военные годы. Холодно и голодно было. Зимой в классах топили железные печки-буржуйки. Во время перемен мы жарили на них картошку. Одевались плохо. Зимой носили пимы, фуфайки, осенью и весной – колодки (обувь с брезентовым верхом и деревянной подошвой). На переменах стоял неимоверный шум, грохот от ходьбы в такой обуви. Дрова заготавливали сами, вместе с учителями (норма – 1,5 кубометра дров на одного человека). Учебников было очень мало. Старались всё запомнить на уроке, ловили каждое слово преподавателя. До 7 класса учились бесплатно, а в 8 – 10 классах плата составляла 150 рублей в год. От неё освобождались только дети, учившиеся на «4» и «5». Обязательным в те годы было начальное образование, а затем – семилетнее».

Более 50 учителей района в первые годы войны встали в ряды защитников Родины. Их заменили девятиклассники, прошедшие краткосрочные курсы по подготовке учителей. Многие педагоги не пришли с войны, а те, кто вернулся с тяжёлыми ранениями, продолжили работу в своей школе: А.Н. Гугель, Р.А. Землянов, Н.М. Антонов, П.Т. Зубченко, Павел Губин.

Закончилась война. В стране царили разруха, голод, неурожай. Всё это накладывало отпечаток на жизнь школы. Без одежды, обуви зимы казались очень долгими, и всегда хотелось есть. Учились в школе в основном сорокинские дети, так как колхозникам за учёбу платить было нечем (до 1960 года их рассчитывали всего два раза в год, да и то только натуральными продуктами).

  В старших классах было по 10 – 15 учеников. У ребят  появилась школьная форма, вместо самодельных сумок – портфели. Кроме учёбы, старшеклассники увлекались спортом (секции вёл Павел Губин), участвовали в художественной самодеятельности, проводили тематические вечера, шефствовали над пожилыми людьми, проводили ликбез. Уроки военного дела вёл А.Н. Гугель: знакомил ребят  с оружием, устройством противогаза, готовил их к службе в рядах Советской Армии.

 В 50 – 60-е годы всеобуч был поставлен во главе всей образовательной системы страны. Увеличился приток учащихся из деревень и сёл района. Старая деревянная школа (включая пять домишек, расположенных на школьной территории) всех учащихся уже не вмещала, несмотря на то, что занятия классов с литерами от «а» до «г» (в каждом по 38 – 42 ученика)  шли в три смены. Назрела необходимость строительства новой школы. Стройка с большим трудом (из-за непрочности фундамента) шла около трёх лет.  К работе  привлекали учащихся, педагогов, общественность. Наконец, в 1963 году здание было готово к сдаче. К сожалению, качество новой постройки оставляло желать лучшего – с первых дней работы школы с потолка стала сыпаться штукатурка, и только по счастливой случайности никто не пострадал.

Директором школы в то время была заслуженный учитель школы РСФСР М.С. Зубченко. В школе слились два педагогических коллектива, работа шла в три смены, поскольку было 1700 учащихся. Наполняемость классов – высокая. Школа не пополнялась новым оборудованием, во многих классах по-прежнему стояли очень неудобные для работы парты.

Вскоре перешли на кабинетную систему, появились рабочие столы, стулья. Были созданы методические объединения учителей по предметам, которые возглавили опытные педагоги А.Г. Чумакова, А.А. Лакман, Т.А. Сметанкина, В.А. Вакуленко, М.Ф. Фадеева, В.Н. Редикульцева, Г.Ф. и И.Ф. Кульковы, В.Ф. Фадеев, М.А. Зарембо.

Для того, чтобы ребята больше знали о прошлом и настоящем страны, в школе создали краеведческий музей. Руководить поисковой работой было поручено Ю.А. Орловой, а затем – В.Н. Редикульцевой. Начал работать кружок «Красные следопыты». Вся внеклассная работа проводилась через высокую организацию октябрятских, пионерских и комсомольских групп.

Школьное самообслуживание, сбор макулатуры, лекарственных трав, тимуровская работа, уход за памятниками, содержание в чистоте парка – вот далеко не полный перечень добрых дел учащихся. В 1964 году школа победила во Всесоюзном соревновании по сбору металлолома. Группа детей из первой школы вместе с пионерами г. Тюмени сопровождали эшелон с собранным металлоломом на металлургический завод г. Алапаевска. Там ребятам показали процесс обработки металла – от плавки до изготовления станков. Благодаря учителям Г.Ф. Кулькову, А.Г. Филиппову, А.А. Шнайдеру, А.И. Лужецкому школьники очень любили уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях.

И.Д. Горин умел увлечь учащихся изучением химии. Его ученики – мальчишки-сорванцы, благодарны ему за создание во дворе школы хоккейного корта, более 10 лет служившего развитию спорта.
В школе было много талантливых учителей и школьников, которые участвовали в художественной самодеятельности. Замечательный баянист, учитель музыки А.Ф. Шелягин всегда был  любимцем коллектива. Ни один концерт, ни один праздник не обходился без его чудесной музыки.

При РДК под руководством заслуженного деятеля искусств И.Т. Гейко работали театр и академический хор. Большинство учителей были их участниками. Лучшим тенором был Виктор Фёдорович Фадеев. За активное участие в художественной самодеятельности его наградили знаками «Отличник культуры», «Отличник хорового искусства».

Свою преподавательскую деятельность в школе № 1 начинал В.П. Губин. Из ребят старших классов он создал духовой оркестр, участники которого выступали на школьных вечерах и праздниках, на сценах района. Бессменным завучем в течение многих лет была А.П. Костенко – отличник народного образования РСФСР и СССР. На административной должности она проработала 24 года: умело организовывала работу предметных секций, уделяла большое внимание изучению и внедрению опыта липецких и ленинградских учителей. Анна Павловна сама ездила в Липецк, чтобы постичь суть этого опыта. На базе школы проводились семинары для учителей, завучей, директоров школ юга Тюменской области. Как математик, А.П. Костенко добивалась прочных знаний учащихся. Своим опытом щедро делилась с коллегами.

В коллективе математиков школы выросли такие замечательные педагоги, как М.Ф. Фадеева – отличник народного образования РСФСР, В.Х. Калашникова, А.Г. Козловцева, Н.М. Коренькова, Н.В. Соколова, В.И. Козлова – заслуженный учитель РСФСР. Добрый след в сердцах своих учеников оставила В.А. Вакуленко. В 1963 году в школах было введено производственное обучение. Под руководством учителя немецкого языка И.Л. Клейна был создан палаточный лагерь труда и отдыха. Продолжил работу в нём В.Ф. Фадеев (по профессии – инженер-механик). Лагерь располагался в берёзовой роще под Александровкой и был назван «Берёзка». Находясь там, старшеклассники работали на кирпичном заводе, находившемся рядом. На колхозном поле ребята проводили опыты по повышению урожайности зерновых культур. Результат – урожайность на школьной делянке была на 20 – 25 % выше, чем в колхозе. После работы школьники отдыхали, пели песни, купались в речке, загорали, занимались спортом. Лагерь обустраивался, со временем появились деревянные корпуса, спортивные площадки. Виктор Фёдорович преподавал тракторное дело, животноводство, растениеводство. Сотни его учеников прошли производственную практику на фермах, колхозных полях, пришкольном участке, в семенной лаборатории.
Воспитанники В.Ф. Фадеева неоднократно становились победителями областных и Всероссийских конкурсов машинного доения, завоёвывали призы на выставках растениеводства. Много раз участвовали в выставке достижений народного хозяйства в Москве, награждались серебряными и бронзовыми медалями. Под руководством учителя был оформлен кабинет машиноведения. Ежегодно школа выпускала по 25-30 трактористов-машинистов 3 класса. За свой многолетний добросовестный труд Виктор Фёдорович был награждён знаками «Отличник народного просвещения», «Отличник сельского хозяйства». Он являлся почётным донором СССР. Люди благодарны ему за спасённые жизни.

С.Н. Асаевич – отличник народного образования. Много сил, умения вкладывала она в работу на пришкольном участке, проводила с учащимися опыты, наблюдения. Выращенный на участке урожай обеспечивал школьную столовую овощами на весь учебный год.

Прекрасный историк, замечательный человек, мудрый наставник В.Т. Евель в школе № 1 трудилась 26 лет. В работе применяла всё новое, передовое.

Глубокого уважения заслуживают учителя географии М.А. Зарембо, Н.В. Карнаухова. Они не только знакомили учащихся с предметом, но и занимались туристической работой с детьми, участвовали вместе с ними в различных конкурсах.

Учителя русского языка и литературы всегда добивались хороших знаний у учащихся. А.А. Лакман – заслуженный учитель РСФСР, мудрый наставник молодых. Сколько в ней было терпения, тепла, справедливости. А.И. Югринова – добрая, справедливая, заботливая. Н.В. Ямова успешно справлялась с делами завуча, руководила школьным драмкружком. Уроки её можно сравнить с импровизированными концертами, театром: диалоги, монологи сменялись пением. А пела Нина Васильевна замечательно!

З.Н. Маленкова умела заинтересовать учащихся театрализованными уроками, уроками-праздниками. Её воспитанники выпускали тематические газеты, сборники творческих работ. В.Н. Квашнина занималась с учащимися юнкоровской работой. В районной газете они открыли страничку «О школе и о нас», вели исследовательскую деятельность, совершали туристические поездки по городам Тюменской области. Нельзя не сказать об учителях начальных классов, от которых зависит прочность и надёжность фундамента школьных знаний. Они прививают учащимся интерес к учёбе, навыки общения и поведения в социальной среде, отдавая часть своей души. Такими были А.Г. Чумакова, А.П. Шорохова, Н.П. Стрельцова, Н.Н. Бакшеева, А.Я. Бубнова, педагогический стаж которых составляет 35 – 40 лет. Светлая им память! Их дело продолжили Г.И. Неведрова, Н.А. Григорова, Г.А. Старостенко, проработавшие в школе по 40 – 45 лет. Р.С. Корнеева в совершенстве знала свой предмет, сотни детей обучила она немецкому языку за 54 года педагогической деятельности в родной школе.

В 2000 году под руководством А.Н. Мизернюка в школе был создан специализированный класс добровольной подготовки к службе в рядах РА.

В 2003 году на должность директора школы назначили выпускницу школы Е.Н. Гараба. Елена Николаевна сумела сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, активно решающих задачи модернизации образования. Школа стала победителем национального проекта «Образование». Е.Н. Гараба – победитель регионального конкурса «Женщина-директор года-2006». И не удивительно, ведь с такими помощниками-заместителями – Л.Я. Решетниковой, Н.А. Голендухиной, Н.А. Шнайдер, с творческим, работоспособным коллективом любые задачи – по плечу. В настоящее время педагогический коллектив школы № 1 возглавляет О.А. Голендухина – талантливый педагог, психолог, организатор.

Множество талантливых учителей, преданных всей душой своей школе, в разные годы внесли вклад в дело её становления и развития. Сегодня МАОУ Сорокинская общеобразовательная школа № 1 по праву считается образовательным и культурным центром района. О заслугах её педагогического и детского коллективов много писали на страницах районной газеты.

Несмотря на то, что выпускники школы № 1 живут и трудятся в разных городах и сёлах нашей Родины, а также за её пределами, свою «альма-матер» они помнят всегда, передавая новым её выпускникам любовь и уважение к ней, к родным местам, к Родине.

В.Н. Коцуба, обращаясь к выпускникам 2006 года, написал: «…От всей души желаю вам найти своё место в жизни, счастья, здоровья, больших успехов на благо Отчизны. Нигде и никогда не забывайте тех, кто долгие годы вёл вас в страну знаний, кто вместе с вами переживал ваши успехи и неудачи».

Автор: Марина Лакман