Медиакарта
23:25 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Моя судьба - железная дорога

Моя судьба -  железная дорога
09:46 | 07 августа 2014

Железная дорога - это та сфера, где царят дисциплина, жёсткий порядок и высокая ответственность каждого её работника. Такую нагрузку могут выдержать только самые стойкие и преданные своему делу профессионалы.

Например, к физическому состоянию организма помощника машиниста предъявляются требования почти такие же, как к космонавту. Он должен обладать физической силой и выносливостью, высокой остротой слуха и зрения, быстрой реакцией, развитым глазомером, умением распределять и быстро переключать внимание, быть склонным к работе с техникой.

Когда Рустам Гайнутдинов выбирал профессию помощника машиниста, он даже представить не мог, с чем ему придётся столкнуться.

«После окончания Туртасской школы я собирался поступать в Тюменскую архитектурно-строительную академию, чтобы получить специальность дизайнера интерьеров, - делится воспоминаниями Рустам. - Но моей маме Рашиде Абдулкавыевне не под силу было оплачивать высшее образование сразу двоим детям (в это же время в Тюмени училась старшая сестра), поэтому, подумав, я решил выбрать профессию железнодорожника. Так я мог поскорее начать самостоятельную жизнь и помогать маме финансово».

В 2004 году Р. Гайнутдинов пишет заявление о приеме на работу в ОАО «РЖД», в подменный пункт Демьянка эксплуатационного локомотивного депо Сургут дирекции тяги Свердловской железной дороги. Предприятие направляет его на учебу в Сургутское депо. Там ему предстояли серьезные испытания - пройти строгую медицинскую комиссию и выдержать конкуренцию среди 200 желающих.

«Учеба давалась непросто, - рассказывает Рустам. - Нам преподавали основы электротехники, материаловедение, устройство и правила эксплуатации локомотивов, правила техники безопасности. Также учили проводить слесарные работы, пользоваться радиосвязью, обнаруживать и устранять неисправности в работе тепловоза. Но тем не менее, успешно сдав экзамены и пройдя месячную слесарную практику, я вернулся в Демьянку. Очень хорошо запомнил свою первую поездку в качестве стажера помощника машиниста. Всё было настолько интересно, что сна не было ни в одном глазу. Но последующие рейсы дались тяжелее, так как природа брала свое, и ночью очень хотелось спать».

Еще хорошо Рустам запомнил возникшее вдруг чувство страха от понимания того, что по истечении 120 часов практики он выйдет в рейс без наставника и должен будет самостоятельно принимать решения по устранению неполадок и по обеспечению безопасного движения локомотива. А учитывая то, что большинство тепловозов выпущены еще в 60-е годы прошлого столетия, то опасения молодого железнодорожника были не напрасны.

После успешно пройденной практики и сдачи экзаменов Рустама определили на должность машиниста горячего прогрева.

«В течение полугода, пока меня не закрепили в бригаду с машинистом для поездок, я был, как у нас говорят, «горячистом»: отвечал за сохранность локомотивов, прибывающих на станцию Демьянка, следил за их исправностью, расходом электроэнергии, выполнял работы по прогреву тепловозов в зимний период, - рассказывает Рустам. - Бывало, что одномоментно на стоянке оказывалось до 6 тепловозов, тогда объем работы значительно увеличивался. Данная работа позволила более детально изучить строение локомотива и его оборудование.

Через полгода меня перевели на станцию Юность Комсомольская на маневрирующий состав. В этой должности отработал полтора года, когда наконец для меня нашелся машинист. Это был Артём Кайгородов, который и помог мне на практике постичь нюансы непростой профессии железнодорожника». По словам Рустама, ему понадобилось три года, чтобы полностью освоить профессиональные обязанности. Он научился своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за узлами и агрегатами ТПС, контролировать состояние обслуживаемого поезда, выполнять установленный регламент переговоров. Также в обязанности помощника машиниста входит контроль за сигналами, величиной давления в тормозной и питательной магистралях, установленной скоростью следования на различных участках пути. При внезапной утрате машинистом способности управлять локомотивом он должен уметь остановить поезд, закрепить его и сообщить об этом по радиосвязи поездному диспетчеру.

И это только небольшой перечень должностных обязанностей, закрепленных за помощником машиниста. Поэтому в целях поддержания квалификации и мастерства важно постоянно самосовершенствоваться и идти в ногу со временем.

В этом году Рустам Гайнутдинов отметил профессиональный юбилей - 10 лет работы на железной дороге. За это время у него ни разу не возникло мысли сменить выбранное когда-то дело жизни. Да, работа на железной дороге нелегка, мало оставляет времени на личную жизнь, но, с другой стороны, дает стабильность и уверенность в завтрашнем дне, что для Рустама сейчас немаловажно, ведь совсем скоро он станет дважды папой.

Автор: Марианна ВОЛКОВА Фото автора