Познакомиться со стендовыми моделями советских летательных аппаратов времён Великой Отечественной войны можно в краеведческом музее. В его стеклянных витринах уместился целый аэродром.
Старожилы наверняка вспомнят, что некогда в Заводоуковске была специальная площадка для взлёта и посадки самолётов. На ней в годы войны специалисты эвакуированного авиазавода № 499 испытывали планёры и безмоторные летательные аппараты, которые предназначались для разведки, высадки десанта, переброски людей и вооружения.
Там же, на аэродроме, стоял и самолёт директора завода Александра Москалёва. На этом «аппарате» он часто летал в Новую Заимку на заседания райкома партии. Тогда это был единственный лёгкий способ добраться до отдалённого села, ведь все машины и лошадей отправили на фронт… Интересен и тот факт, что руководство завода награждало передовиков производства полётом на планёре. Но не все отваживались взмыть в небо.
Теперь о существовании в Заводоуковске аэродрома напоминает разве что название улицы в микрорайоне машзавода.
Но вернёмся к выставке. Научный сотрудник музея Алексей Севостьянов готов часами рассказывать об авиамоделях, ведь в юности он зачитывался книгами об авиации. От Алексея Александровича узнаю, что стендовый авиамоделизм возник в годы Второй мировой войны. В скоротечном воздушном бою пилоты с трудом отличали свой самолёт от вражеского и часто попадали под «дружеский» огонь своих же товарищей. Чтобы избежать этого, над кроватями английских лётчиков было приказано развешивать бумажные модели своих и немецких самолётов. По окончании войны это чисто практическое занятие у многих переросло в увлечение. В конце 40-х годов ХХ века в США даже приняли программу развития авиамоделизма, который признали «родом занятий, дающих универсальное развитие личности».
Обратился Алексей Севостьянов и к интересным фактам отечественной авиации.
– Знаете ли вы, что истребитель И-16 наши лётчики называли «ишаком»? – спросил научный сотрудник музея. – Он участвовал боях на озере Хасан и Халхин-Голе, в советско-финской и Великой Отечественной войнах. У пилотов республиканской Испании И-16 был известен как «моска» (муха). У немцев самолёт получил название «рата» (крыса). Японские лётчики называли его «абу» (овод).
Мы переходим к другой витрине.
– А вот лёгкий десантный планёр А-7 не так известен, но именно его в годы войны выпускали у нас на авиазаводе, – продолжает Алексей Севостьянов. – В Заводоуковске изготавливали штурманские и учебные планёры. В 1943–1944 годах на эвакуированном авиазаводе № 499 разработали модифицированный вариант планёра АМ-14, который вмещал 14 десантников. К сожалению, он так и не успел принять участие в боевых действиях.
Модели самолётов, представленные на выставке, краеведческому музею подарил тюменский авиалюбитель Николай Чупиро. В экспозиции – работы его друга, ныне покойного Владимира Гребнева.
Ольга МЯСНИКОВА
Фото автора