Медиакарта
7:37 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Подсмотренное личное


справка

■ На Московском международном кинофестивале в 2007 году картина Ларисы Садиловой «Ничего личного» получила приз Международной организации кинокритиков «ФИПРЕССИ». В том же году на ее счету оказалась победа в номинации «За бескомпромиссность художественной позиции» на кинофестивале «Восток-Запад». Народный артист России Валерий Баринов взял приз за «Лучшую мужскую роль» на фестивале «Московская премьера». Зоя Кайдановская получила приз за «Лучшую женскую роль» на фестивале «КиноЯлта — Россия — Украина».


Киномания

Какие бы события ни происходили вокруг нас, жизнь не останавливается. Каждое утро спешим на работу, порой сшибая друг друга второпях. Так получилось, ничего личного. Машины едут, обгоняя и подрезая друг друга, но не со злости и не из вредности. Так получилось, ничего личного.

——

Фильм Ларисы Садиловой «Ничего личного» не о крепких парнях, решивших подчинить мир, вписав его в рамки своих «понятий».

И не о модных дамочках, только и думающих о том, какого цвета гламурные туфельки купить на распродаже. И уж тем более он не об отношениях вампиров и оборотней, пытающихся притвориться своими среди американского народа. «Ничего личного» – это кино про нас. Про всех. Про нашу психологию. Про то, как каждое утро идем на работу, встречаем соседей, гуляющих с собаками, добросовестно (или недобросовестно) трудимся весь день, а возвращаясь домой, закрываем входную дверь, и тут… случается тайна. Тайна каждой семьи, отдельно взятого человека.

Обычная улица Октябрьская (которая есть в каждом провинциальном городе). Обычный двор с качелями, скамеечками возле подъездов и гуляющими детьми. Обычный дом. Частный сыщик Зимин, солидный 60-летний мужчина (Валерий Баринов) получает заказ на видеослежку за одной из квартир. Благополучно установив жучки и микрокамеры, он начинает вести наблюдение за одинокой, находящейся в постоянной депрессии из-за неустроенной личной жизни тридцатипятилетней женщиной (Зоя Кайдановская).

Детектив уже проникся к ней состраданием, как вдруг выяснилось, что заказчик перепутал номера квартир и следить нужно не за неряшливой аптекаршей Ириной, а за ухоженной блондинкой, к которой наведывается богатый мужчина, собирающийся баллотироваться в депутаты. Постепенно Зимин все больше вникает в проблемы «наблюдаемых». Сыщик понимает, что жизнь людей, за которыми он подсматривает, как зеркало, отражает его жизнь, совсем недавно казавшуюся безоблачной.

Он знакомится с аптекаршей. У них завязываются отношения. Ирина ждет каждого звонка нового знакомого, каждого его прихода. Она хочет окунуться в свое, скорее всего, уже последнее любовное приключение. Нескладная женщина за минуту превращается в миловидную, просто поверив в чувство. Зимин приходит, они остаются вдвоем… Потом детектив снимает жучки и видеокамеры, садится в машину и уезжает. На этом все. Кино закончилось.

Но финал картины открыт. Садилова хочет, чтобы каждый перестал быть зрителем, а стал сорежиссером, создающим собственный оригинальный финал. Зритель-оптимист решит, что Зимин поехал за букетом цветов, чтобы сделать Ирине сюрприз. Пессимист скажет, что сыщик вернулся к жене, а аптекарша, окончательно потеряв веру в любовь, решила покончить с собой. Реалист же будет настаивать на том, что ничего страшного не произошло: в жизни Ирины случилось то самое долгожданное любовное приключение, которое дало возможность встряхнуться, почувствовать себя женщиной.

Актеры так потрясающе играют, что возможен любой вариант окончания сюжета. И это не невнятность, а многослойность фильма. Перед нами классическая драма. В ней мало художественности и практически нет развития событий. Но не хочется прятаться от реального существования за спецэффекты и крутые повороты. Разве наша повседневная жизнь каждый день наполнена яркими красками?..

Автор статьи: Надежда АНТИПИНА

Рубрика: Общество