Медиакарта
16:39 | 2 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Пешехода надо любить. И не только его

23:34 | 25 августа 2014

Конечно, трудно любить это суетливое существо. Спросите любого водителя – еле подбирая приличные слова, автовладелец двумя-тремя штрихами обрисует портрет особи, неспособной к равномерному и прямолинейному движению, по преимуществу – дальтоника (не отличающего красный свет от зеленого), лишенного даже инстинкта самосохранения. Едва ли не каждый из опрошенных водителей с удовольствием воспримет возможность загнать это существо в отдельные зоны, лишив даже права пересекать благородные, покрытые первосортным асфальтом автомагистрали…

Все это, безусловно, преувеличение и нескрываемая ирония. Но автор хотел бы себе это позволить. Поскольку попытки упорядочить отношения между этими двумя типами в нашем городе всякий раз приобретают форму ущемления. То одной, то другой стороны.

Сначала попытаемся встать на защиту автомобилистов. Частников, как их брезгливо называют, используя лексику борьбы с НЭПом. Кажется, благое дело – выделить отдельную полосу для автобусов, оставив прочему автомобильному стаду две «невыделенные полосы». Но смущает используемый в качестве аргумента принцип демократического централизма из советско-партийного жаргона: мол, у тех, кто едет в автобусе, прав больше. Потому что там их сто, а в автомобиле – один. Сразу вспоминается другая максима из тех же времен: «Единица – вздор, единица – ноль…»

Думается, что право на пользование улицами совершенно одинаково у всех граждан. Сидят ли они в автобусе или мусолят баранку собственного автомобиля. (В скобочках намекну на дорожный налог, который платят автовладельцы, но не платят пассажиры автобусов. Но это к слову).

А если потребуется, то, оказывается, можно вообще позабыть о правах пешеходов, перераспределив их в пользу водителей. Минус меняется на плюс. А принцип – тащить и не пущать – сохраняется. Такова, например, борьба с нерегулируемыми пешеходными переходами, которые, якобы, «снижают скорость автомобильных потоков». Поскольку ни расчетов, ни доводов гражданам не показывают, а в ход идет сплошная риторика, мы вправе опять заподозрить в этом деле сплошной волюнтаризм, а не заботу о человечестве. Ну, кто бы объяснил: почему на пересечении улицы Герцена с улицей Дзержинского переход убран, а в следующем квартале – с улицей Кузнецова – сохранен? Логики никакой. Не брать же всерьез довод, что «Дзержинский переход» создает пробки, а «Кузнецовский» – нет.

Не так давно стерт с лица города еще один популярный переход – на улице Ленина против Центрального рынка. Совершенно такой же и в тех же соотношениях с параллельными улицами – у Макдональдса – сохранен. И даже снабжен светофором! Хоть приложи ум, хоть не прикладывай – этого дела не понять. Но вернемся на улицу Ленина и встанем напротив Центрального рынка. Даже невооруженным глазом заметно, что граждане как бы не замечают, что переход исчез. Более того, если раньше они сосредотачивались на полосе зебры, то сейчас пересекают бурное автомобильное море – словно кавалерийской лавой, врассыпную. Не хватает только лихого гиканья и казачьих шашек. Самое интересное, что водители – смирились. На всем участке от улицы Орджоникидзе до Северной они робко ползут, вращая головами, как летчик-истребитель в воздушном бою. Облегченно вздыхают, только покинув опасную зону.

Гигантский прямоугольник, наполненный, в основном, торговыми предприятиями, образован на карте Тюмени улицами Ленина, Орджоникидзе, Герцена и Северной. По всем четырем углам его – светофорные объекты. На Орджоникидзе в придачу – зебра с двумя лежачими полицейскими. На Северной – переход, позволяющий живым нырнуть в улицу Некрасова. Улица Герцена тоже разделена на два отрезка с помощью зебры, для удобства покидающих торговый зал центрального рынка. Только из отрезка улицы Ленина, о котором мы говорим, почему-то решили устроить для пешеходов трассу для забега на средние дистанции. Почему? Потому, что до остальных еще руки не дошли?

Почему попытки урегулировать отношения между двумя категориями участников дорожного движения должны обязательно слагаться из ущемления либо той, либо другой стороны. Неужели для этого почти полтора века назад кто-то из пешеходов придумал автомобиль?

Автор: Рафаэль ГОЛЬДБЕРГ