О работе авиазавода № 499, о его руководителях и специалистах, прибывших осенью 1941 года в посёлок Заводоуковский из Воронежа, к сожалению, известно немного.
В основном это скупые сведения об авиаконструкторе и директоре Александре Москалёве.
И вот в конце 90-х годов прошлого века в Воронеже выходит книга его воспоминаний «Голубая спираль». И, только прочитав её, можно чётко составить портрет одного из соратников и друзей известного авиаконструктора – Алексея Гусарова.
Благодаря архивным материалам и семейным хроникам установлено, что А. Гусаров родился в 1905 году. В небо влюбился ещё в юности, поэтому, окончив школу, твёрдо решил стать лётчиком. В 1925 году Алексей Николаевич уже служил в 1-ой бомбардировочной эскадрилье имени Ленина в Липецке.
К началу 1930-х Гусаров – начальник лётной группы Воронежского аэроклуба ОСОАВИАХИМ. Именно его молодой конструктор Москалёв пригласил испытать цельнометаллический легкомоторный многоместный самолёт САМ-5. В августе 1932 года лётчик был допущен к испытанию опытного самолёта, который в дальнейшем станем родоначальником целого ряда САМов.
Тремя годами позже в мастерских Воронежского авиатехникума силами нескольких конструкторов завода и студентов техникума под руководством Москалёва был построен деревянный пассажирский самолёт САМ-5 бис. Основные испытания снова проводил лётчик Гусаров.
В начале войны в Заводоуковске уже находились сотрудники и оборудование небольшого московского завода и ОКБ конструктора Павла Гроховского. Именно их объединили с Воронежским заводом № 18 в новый – авиазавод № 499.
Директором и главным конструктором назначили Александра Москалёва. Вот как он вспоминал свой приезд в Сибирь: «Заводоуковск оказался большим разъездом и посёлком, битком набитым различным оборудованием, эвакуированным с Запада и потерявшим своих хозяев. Здесь были электрооборудование, двигатели, станки и многое другое. Тут же стояли почти разгружённые вагоны из Москвы и Воронежа. К сожалению, сотрудники Гроховского так и не дождались своего начальника, секретно снятого с поезда, объявленного врагом народа и расстрелянного через несколько дней».
Ближайший соратник А. Москалёва – А. Гусаров в эвакуации не только занимался хорошо известным ему делом – испытанием самолётов, но и по совместительству руководил ОРСом: организовывал снабжение работников завода продуктами и одеждой, весной помогал размечать выделенную Заводоуковским поссоветом землю под огороды, договаривался о предоставлении стройматериалов для возведения жилых помещений. В 1942 году на этом посту его сменил крупный специалист из Белоруссии Гутман.
Рядом с Алексеем Николаевичем в эвакуации находились его близкие – жена и дочь. В 1945-м семья Гусаровых отправилась вместе с авиазаводом в Ленинград. О том, как сложилась их судьба после войны, сообщил внук Алексея Николаевича – Алексей Леонидович Иванов, военный врач из Одессы: «После войны дед продолжал испытывать самолёты на Воронежском заводе № 64, а затем вышел на пенсию. Нажил много болячек и, несмотря на все усилия врачей, умер 18 августа 1951 года в институте Бурденко. Похоронили его на станции Лоо близ Сочи, где он проживал в последнее время».
Елена ЕРМАЧКОВА,
кандидат исторических наук, г. Заводоуковск