Медиакарта
2:25 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Парнишка с Нуженки

Парнишка с Нуженки
15:23 | 05 сентября 2014

Генка сидел на прогретых солнцем скалах и перебирал камешки. Шуршащая рядом речка называлась Нуженка, и других игрушек, кроме гальки, у Генки Уткина не было. Да и не нужны были они ему – детская фантазия способна создавать сказочные миры из самых простых предметов.

Но таких тихих часов у мальчишки было мало. Что только не приходилось делать. Ведь и сено надо было заготавливать, и маме на огороде помогать, и много ещё чего. А в ночь обязательно на рыбалку! И спустя многие годы помнит он дым того ночного, детского, костра.

В Тобольске Геннадия Уткина знают многие – и по работе на флоте, и по дея­тельности в сфере ЖКХ. Есть у него человеческий авторитет, есть и официальные награды – медаль «К 100-летию со дня рождения Ленина», Орден Трудового Красного Знамени за освоение нефтяных месторождений, знаки «Ударник пятилетки». А теперь несколько вопросов юбиляру накануне 70-летия.

– Как вы пришли в профессию?

– Это было постепенное накопление эмоций. Флотский посёлок, проплывающие вдоль берега теплоходы, мужчины в нарядной форме… Хотя я даже не уверен, что именно это повлияло на мой выбор. Ведь наивно думать, что ребёнок станет инженером, если мы с детства будем водить его на завод каждый день.

Могу сказать одно точно: река настолько увлекает, что становится необходимой, как воздух. Поэтому сразу же после окончания восьмилетки я подал заявление в Горьковское речное училище имени Кулибина.

– Пять лет учёбы, распределение в Тобольский технический участок, но после окончания училища вам ведь прочили карьеру военного. Даже чуть ли не место в Ленинградском военном училище было приготовлено для курсанта Уткина?

– Да, но я вовремя женился. И от меня родители и дядя, который преподавал в том училище, отстали. Так курсантом и не стал… Да и к тому времени и в гражданской карьере у меня всё складывалось удачно. Начинал с должности старшего техника на русловой изыскательной партии. Хорошо помню свою первую навигацию на Оби рядом с Сургутом, где наша команда проводила изыскательские работы, съёмки глубины, так необходимые при составлении лоцманских карт, для технических решений и т.д. Сразу же после первой навигации меня поставили начальником партии, под моим началом работали 18 человек.

Это было замечательное время. Мы работали, мы любили работать. Все были заряжены вдохновением. Так прошли четыре года, и меня назначали командиром И-1024 «Иртыш».

И началось, завертелось: зимой – занятия, летом – командировки на судах, дислоцирующихся под Салехардом. А ещё Геннадию Уткину доверяют работу в составе госкомиссии от Главводпути, и в 1982 году он едет за земснарядом «Надым» в Польшу.

Принято считать, что жизнь наша состоит из чёрных и светлых полос. Речники же полагают – из штормов и штилей. С высоты прожитых лет Геннадий Константинович уверен, что речной шторм пережить легче, чем проблемы на земле.

– Но я не каюсь, не бью себя в грудь, а если проблемы есть, то это в подушку – когда один. И я никогда не искал оправданий. Я за всё несу ответственность.

А другая, «земная», жизнь началась у него в 1987 году с «ГлавТюменьнефтегаза», а с 10 октября 1994 года Уткин возглавил жилищно-эксплуатационный участок.

– Опыт помогает избегать ошибок?

– Думаю, что не очень. Как-то раз в беседе с умным человеком, это было ещё на заре зарождающихся управляющих компаний, я в сердцах сказал, что если бы мне ещё раз пришлось прожить, я бы не сделал этих ошибок. На что он мне сказал: «Ты бы совершил другие».

– Вы человек со сложным характером?

– Не знаю. Не мне судить. На самом деле я не встречал людей с лёгким характером. Ни одного.

– Можно сказать, что вам везёт на хороших людей?

– Можно. Но знаете… У всех у них тоже достаточно сложные характеры.

– Ожидаете ли вы кардинальных перемен в жизни?

– Изменения в моей жизни теперь стали происходить реже. Есть вещи, которые её меняют, они, к сожалению, связаны с потерями.

– Откуда вы черпаете силы?

– Нахожу их внутри себя. Наш мир и реальность очень грубы, но есть нечто, что делает его светлее. Вчера вот был на даче. Небо, цветы и такая ширь, что сразу вспомнились другие просторы – речные. Думаю, что подлинное как раз в этом. Верите – нет, но в моей жизни наступил период абсолютной зрелости. И это больше радует, чем печалит.

Вера ХОХЛОВА Юрий ПОПОВ (фото)