Медиакарта
20:50 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ЗВЁЗДАМ

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ЗВЁЗДАМ
08:13 | 06 сентября 2014

В августе 1974 года в газете «Советское Зауралье» (предшественнице нынешних «Заводоуковских вестей») было опубликовано сообщение ТАСС о полёте космического корабля «Союз-15». На его борту был и Лев Дёмин, выпускник первой Московской спецшколы ВВС, эвакуированной в годы войны в Заводоуковск.

К звёздам его провожали не только дети, но и внук. В отряде советских космонавтов Дёмина сразу же нарекли «дедом», и он очень гордился званием «первого космического дедушки». Но обо всём по порядку.

В военном 1941-м 16-летний Лев Дёмин поступил в спецшколу ВВС. Но учебное заведение эвакуировали в Сибирь. Уезжать в тыл курсант не собирался. Рассуждал так: три года учёбы, а когда же на фронт? Решил пойти в аэроклуб, но помехой стал возраст: Дёмину не хватало два года. Пока придумывал, как словчить, аэроклуб тоже эвакуировался…

Что оставалось? Идти работать на завод учеником токаря. В цехе были одни мальчишки. Трудились сутками. В одну из ночей юноша всё же решил вернуться в спецшколу. Так будущий космонавт попал в Заводоуковск.

Потом Дёмин часто вспоминал о годах, проведённых в далёком сибирском посёлке, о товарищах-спецшколятах: – За всю последующую жизнь я не видел такого сплочённого, единодушного и твёрдого коллектива. Мне кажется, что люди, суровая природа и трудности заводоуковской жизни оказали очень большое влияние на наше мировоззрение.

А трудностей было более чем достаточно. Зимой мальчишки жили в казарме, переоборудованной из клуба леспромхоза. Летом перебирались в лагерь, в солдатские палатки. Режим был строгий. И никто не обращал внимания на то, что будущим лётчикам не было порой и шестнадцати.

На фронт Лев Степанович не попал: спецшколу он окончил в 1945 году, когда уже отгремела война. Курсант получил направление в школу первоначального обучения лётчиков, но её вскоре расформировали. В Борисоглебском лётном училище он не прошёл медкомиссию. Казалось, будто судьба нарочно не пускала Дёмина «в космонавты». Но Лев Степанович не видел своего будущего без неба. Он всё же окончил школу авиамеханников, потом – авиационное училище связи и служил командиром радиотехнического взвода...

Командование заметило целеустремлённого, технически грамотного офицера и рекомендовало его для поступления в Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.

А вот полететь в космос Льву Степановичу помогла случайная встреча со старым другом, однокашником Владимиром Комаровым, который уже был зачислен в отряд космонавтов. Их разговор был коротким:

– Трудно там? – спросил Дёмин.

– Трудно, но очень интересно, – ответил Комаров.

– Как попасть?!

Больше всего Льва Степановича волновала медкомиссия. И всё-таки он был зачислен в отряд космонавтов. Но и здесь препятствия возникали одно за другим. К полёту Дёмин готовился на космическом корабле «Восход-3» с Георгием Береговым. Но программу полёта закрыли. Затем вместе с экипажем он тренировался на орбитальной станции «Салют-2», но полёты отменили из-за разгерметизации станции в апреле 1973 года…

И только после десяти лет тяжёлой подготовки на весь мир прозвучало: «26 августа 1974 года в 22 часа 58 минут по московскому времени в Советском Союзе произведён запуск космического корабля «Союз -15», пилотируемого экипажем в составе командира корабля подполковника Геннадия Сарафанова и бортинженера полковника Льва Дёмина».

Позже космонавты рассказывали, что когда корабль вышел на орбиту, система сближения и стыковки дала сбой. Попытки пристыковаться вручную были безуспешными. На корабле оставался запас топлива лишь на тормозной импульс для возвращения на Землю. 28 августа спускаемый аппарат корабля «Союз-15» приземлился.

Со дня полёта Льва Дёмина в космос прошло уже 40 лет. Нынче о лётчике-космонавте Герое Советского Союза вспомнят участники районной краеведческой конференции «Наше наследие», которая традиционно пройдёт осенью.

Алексей СЕВОСТЬЯНОВ,

научный сотрудник краеведческого музея Фото из архива музея