Медиакарта
7:17 | 1 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Другая реальность?

Другая реальность?
14:03 | 12 сентября 2014

Продолжая многолетнюю традицию, Аркадий Елфимов зашёл в редакцию «на огонёк» с известным художником Михаилом Верхоланцевым и его супругой Ольгой.

В этот день открывалась в «Ермаке» выставка ксилографий под интригующим названием «Иные цивилизации». Предвосхищая торжественность церемонии, гости прежде решили окунуться в атмосферу демократичной простоты и ни к чему не обязывающего общения.

Вольность разговору задал сам художник: лишь переступив порог кабинета главного редактора, начал сыпать остротами и байками, которым мы уважительно внимали. Перед нами был не юный, но сохранивший юношескую живость в движениях и категоричность в суждениях человек. Невысокого роста, с умными глазами под толстыми стёклами очков, он, казалось, за нарочитой смелостью прячет внутреннюю неуверенность. Может, этого и нет. Но с первой минуты разговор построился так, будто мы давно знакомы, а здесь встретились случайно.

Позже, познакомившись с творчеством, интересной судьбой художника, поняла, что, возможно, это обычная его манера, привычка быть дома там, куда занесла судьба. И это – мудро. Но научила его этому жизнь, диктует родовая память. А род древний, купеческий, связан давно и прочно с Сибирью, правда, Восточной. И много в нём людей творческих, оставивших в культуре нашей страны ощутимый след: художники, музыканты, меценаты, понимающие истинную ценность человеческой жизни на Земле.

Долгие советские годы Верхоланцев был не признан на Родине, но широко известен за рубежом, теперь же и Отчизна оценила:

– Работы его сейчас везде, выходит невероятное количество каталогов, выставок, раскупаются работы, находятся во всевозможных коллекциях. Играл на лютне, пел средневековые песни, православную музыку, фольклорную, читает лекции по истории искусств, – коротко характеризует художника супруга. Сама Ольга Верхоланцева – певица, большой знаток фольклорной му­зыки, долгое время, имея свой музыкальный коллектив, занималась пропагандой народного творчества. И нам Михаил Михайлович успел вкратце рассказать об истории появления импрессионизма, кубизма. Причём с юмором. И о мучительном процессе создания гравюры рассказал образно, с аллегориями, где-то с самоиронией, не забыв заглянуть в историю создания растра – цинкового клише. Кстати, он работал долго в области дизайна, зарабатывал себе на жизнь макетированием книг и журналов, потому типографские заботы и секреты ему знакомы не понаслышке. Сотрудничал с издательствами «Советский писатель», «Правда», «Радуга», «Детская литература», «Наука», «Педагогика». При его участии издано свыше 500 книг, альбомов, журналов. Можно сказать, благодаря практике макетирования он научился композиционному концептуализму, композиционной дисциплине и изобретательности. Гравировал он в те «застойные годы» только экслибрисы, ведь этот жанр давал ему максимально возможную свободу творчества.

А в 1993 году вдруг неожиданно занялся живописью. Он никогда не писал ни этюдов, ни натюрмортов, он просто стал увеличивать свои крохотные гравюры до размеров полутораметровых холстов. Почти все сюжеты только выиграли от этого масштаба. Критики утверждают, что «в своей живописи он не боялся прослыть графиком, сохраняя тот же решительный, порою жёсткий рисунок, который доминирует в его гравюрах. Поэтому все его полотна напоминают картоны к гобеленам». Хотя Михаил Верхоланцев сам утверждает, что:

– Я – прежде всего, рисовальщик… все искусства, и даже больше – вся цивилизация создана, образно говоря, карандашом.

А о создании гравюры говорит:

– Доска так тепла и красива, что все процессы – от шлифовки доски до тиражирования гравюры, доставляют работнику физическое удовольствие. Когда же штихель плавно режет упругую поверхность дерева, вьётся аппетитная стружка, чёрное отступает под натиском серого и белого, тогда тихая радость переходит в восторг, и приходится себя сдерживать. Удовольствие от резьбы обязательно передаётся оттиску.

Имеет и отстаивает своё мнение о сути творчества:

– Художник должен стремиться к потусторонности. Акт искусства – это всё-таки общение с небесами. И мой метод во всех гравюрах, чтобы они завораживали. В них должна быть потусторонность, тогда её полюбят. Надо вложить в работу своё внутреннее состояние, тогда она будет долго отдавать свою энергию.

– И вы продавали свои работы с лёгкостью? И не жалко отдавать в чужие руки?

– Я так боролся за существование, что был счастлив, когда у меня покупали работы. Это такая радость! Сегодня семидесятисемилетний Михаил Верхоланцев – Заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, член Московского союза художников и Союза художников России. Он награждён премиями и медалями на международных бьеннале графики в России, Италии, Дании, Бельгии, Турции, Польше, Китае. В 2003 году ему присуждена серебряная медаль Российской академии художеств. В 2007-м – золотая медаль Творческого союза художников России. В 2011-м – «Достойному» Российской академии художеств.

И его работы у нас, в Тобольске, в выставочном зале ТЦ «Вольница» торгового комплекса «Ермак». Выставка называется «Иные цивилизации».

Раиса ПОЛОВИНКО Юрий ПОПОВ (фото)