Медиакарта
2:07 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Возводить мосты

Николай Руссу. Гимн профессии: фактор личности

Сегодня уже невозможно представить Тюмень без Цветного бульвара, Дворца бракосочетания, Моста влюблённых, красивейшей набережной Туры и других «изюминок» города. Всё это построил коллектив ОАО «Мостострой-11», возглавляемый Николаем Александровичем Руссу.

«Мостострой-11» - единственная из тюменских организаций - возводил олимпийские объекты в Сочи. В настоящее время работает в девяти субъектах РФ. В Казахстане строит самый большой в этой стране мост длиной три километра. А в проведённом «Росавтодором» в прошлом году конкурсе на самый красивый мост в России два из мостов «Мостостроя-11» вошли в призовую тройку: вантовый мост в Сургуте, внесённый, кстати, в Книгу рекордов Гиннеса, и мост «Красный дракон» в Ханты-Мансийске, построенный в сжатые сроки и связавший между собой регионы Тюменской области. При всём этом Руссу уверен: потенциал компании позволяет выполнять ещё более глобальные задачи.

Чтобы не расставаться

Считается, что характер человека формируется с самого раннего детства. В случае с Николаем Руссу склонна согласиться. С тех пор, как себя помнит, стремился быть лидером во всём. В детстве, прошедшем в небольшом городе Исилькуле в 130 км от Омска, увлечённо занимался спортом. И в классе, и в школе его команда обязательно должна была побеждать в любом виде спорта – такой была внутренняя установка. Точно так же он относился и к учёбе, правда, здесь речь уже шла о личном первенстве.

Через 25 лет после выпускного бала в школе он приехал в Исилькуль на празднование 100-летия родного учебного заведения. Пока метался по райцентру в поисках цветов для любимой учительницы-математички Марии Васильевны, опоздал на торжество. Присел на последнем ряду, невидимый со сцены. Тут учительницу, к тому времени уже пенсионерку, спрашивают: «Вы сорок лет в школе проработали. Есть ли у Вас любимый ученик?». Она отвечает: «Есть. Коля Руссу».

Мария Васильевна агитировала любимчика идти на физмат и заниматься наукой. Но его дорога пролегала в другом направлении. Причём, как нередко бывает, путь поначалу оказался довольно извилистым, однако в конце концов прямиком привёл к нужной цели. Сперва Николай вместе с друзьями хотел поступать в военное училище. Потом начал учиться на электрика в Омске. А после службы в армии решил получать строительную профессию.

Случайным этот выбор назвать никак нельзя. Мама Николая работала главным бухгалтером организации, занимавшейся гражданским строительством. И он с детства осознал, что именно в этой профессии явственно и по большому счёту достаточно быстро видны результаты труда. Вот не было ничего – и вдруг здание! Новые квартиры, новосёлы, радость.

Да и сама семья Руссу в своё время обзавелась новым домом. Строил глава семейства, а сыновья ему помогали. «Тоже буквально на наших глазах всё изменилось: была избушка, а стал хороший дом, - вспоминает Николай Александрович. – И всё сделано собственными руками! Тогда я и принял окончательное решение: буду строителем».

Здесь судьба сделала очередной, на сей раз корректирующий, поворот. Руссу намеревался подавать документы в Сибирский автомобильно-дорожный институт на ПГС (промышленное и гражданское строительство). Но подружился с другим абитуриентом - Сергеем Широковым (сейчас он занимается омским метрополитеном), а тот хотел идти на дорожный факультет. Чтобы не расставаться, выбрали ни то, ни другое, а вовсе третье - специальность «Мосты и туннели». О мостах и туннелях Николай тогда не имел никакого понятия. Но, выбрав профессию мостовика, никогда в жизни, по его собственному признанию, не пожалел о сделанном выборе.

Север – выбор молодых

Самостоятельность Руссу-студента поразительна в сравнении с позицией многих сегодняшних молодых людей, которые сидят на родительской шее чуть ли не до 30 лет. Его родители не были бедными, но даже в 20 лет просить у них деньги на учёбу он считал недопустимым. Обеспечивал себя полностью. Получал повышенную стипендию, а кроме того, работал. Летом – на шинном заводе в Омске, на строительстве ферм и овощных баз в Исилькуле. Выезжал в составе стройотряда на Камчатку. Ну а в период учёбы вместе с тем же Сергеем Широковым трудился во вневедомственной охране. Зарплата вместе с премией была 145 руб. Когда после института пришёл мастером на производство, в течение года получал меньше, чем в бытность студентом. Со Светланой, своей будущей женой, Николай познакомился там же, в институте. Дружить начали со второго курса, на четвёртом поженились. Снимали квартиру, обзавелись необходимой мебелью. Взрослые люди! Близилось время получения дипломов, и опять во главу угла встала необходимость обеспечивать семью. Тем более что ожидалось прибавление.

Поскольку Руссу имел второй по успеваемости аттестат, он и по распределению шёл вторым. Имел право выбирать, куда поехать. Предложений было много, в том числе остаться в самом Омске. Но сомнений супруги не испытывали: только север! Во-первых, романтика – тогда Западная Сибирь была в центре внимания всего Союза, хотелось принять участие в великих делах, которые здесь вершились, внести собственный вклад. Во-вторых, чего греха таить, - привлекали высокие заработки.

Ехали в «Мостоотряд-95», расположенный в Нижневартовске. Но опоздали на свой поезд, а на следующий день выяснилось, что специалисты там больше не нужны. Две недели проболтались в Сургуте, прикидывая разные варианты. Уже было хотели ехать в Надым, и тут предложили место мастера в «Мостоотряде-15» - под Нефтеюганском. «Я благодарен судьбе за то, что попал именно туда», - признаётся сегодня Николай Александрович.

В то время это был самый сильный мостоотряд, и там работали опытнейшие люди, у которых молодой специалист учился основам профессии. Практически все бригадиры - орденоносцы. Они прошли огромный путь в освоении Севера: строили железную дорогу Тюмень-Тобольск, Тобольск-Сургут. Но при этом не выпячивали своих заслуг, относились ко вчерашнему выпускнику очень доброжелательно. Институт, как известно, даёт теоретические знания, а здесь самая что ни на есть практика, да ещё в экстремальных условиях. Много тонкостей, которые необходимо знать, и они ими охотно делились. Николай, в свою очередь, не кичился высшим образованием. Был открыт для новых знаний, старался находить со всеми взаимопонимание.

«У нас в институте работал преподаватель, одно из высказываний которого я запомнил навсегда, - рассказывает Руссу. – Когда его спросили, почему он так много знает, он ответил: «А я не стеснялся спрашивать». Вот и я, несмотря на диплом, не стеснялся спрашивать. Чтобы понять суть работы, сам периодически выполнял обязанности рабочих, хоть по статусу и не положено. Понимал: чтобы требовать чего-то от людей, необходимо знать возможности оборудования, реально представлять весь процесс. Поэтому меня с удовольствием обучали, помогали стать профессионалом».

Там, на Юганской Оби, всего через два месяца после приезда у молодых супругов родился первый сын, Сергей. Николай Александрович никогда не забудет бескорыстную помощь новых земляков. «Родили сына, у нас не было ни пелёнок, ни распашонок, - вспоминает он. - Через день, когда все узнали, появились и ванночки, и пелёнки, и распашонки – всё, что надо. Народ там и сейчас отличается от жителей большой земли, а в то время это было особенно заметно. Помню, первый раз мы приехали на север в 1981 году, нам надо было доехать из Барсово в Сургут. Это сегодня кажется рядом, а тогда было большое расстояние. Когда я попытался рассчитаться с водителем, он на меня посмотрел и сказал: «Ты здесь больше деньги не отдавай». Дом в нашем посёлке можно было оставить без замка, не надо было закрывать, никто ничего не заберёт».

Школа мастерства

Если бригадиры Николай Михайлов, Владимир Баженов, Валерий Гущин, Анатолий Ерохин давали Руссу видение производства в чистом виде, то такие специалисты, как Геннадий Николаевич Мукарез, Владимир Валентинович Прибаловец, Сергей Владимирович Кужелев – учили стратегическим вещам: планированию, организации, выстраиванию логистики. Мосты строили в разных регионах, приходилось ездить в длительные командировки. Часто бригаду забрасывали на объект вертолётами, технику и стройматериалы доставляли зимником, и на расстоянии две тысячи километров строителей с цивилизацией связывала только рация. Из-за плохой погоды вертолёт с провизией, горючим, сменой рабочих не всегда прилетал вовремя, и если плохо просчитать, изначально не сформировать запасы, то товарищи останутся без питания, а техника без горючего.

Многому Николай научился у Владимира Валентиновича Лиля, инженера-плановика от Бога, и, конечно, у начальника отряда Григория Александровича Коваленко. «Григорий Александрович обладал бешеным трудолюбием, и, что немаловажно, изрядной долей авантюризма, - вспоминает Николай Александрович. – Без этого в нашей работе нельзя. Если будешь делать всё, как прописано, и оптимального результата не достигнешь, и люди много не заработают».

Именно здесь, в 15-м мостоотряде, Руссу получил знания в экономике, производстве, психологии отношений с людьми. А ведь это как раз те факторы, которые необходимы руководителю любого ранга.

Сыграло свою роль и присущее Николаю стремление к лидерству. Если посмотреть на его жизненный путь, невозможно не заметить, что он всегда был впереди. В школе – командир «звёздочки», в армии – заместитель командира взвода, а в последнее время – старшина роты. В институте – староста группы, член комитета комсомола. Вот и на севере его участок быстро стал лучшим. Чёткая организация производственного процесса, умение предусмотреть все неожиданности привели к тому, что рабочие были обеспечены, по его выражению, «предельной заработной платой» - 600-700 рублей. К нему на участок стремились попасть.

Не удивительно, что Руссу быстро продвигался по карьерной лестнице. За восемь лет он прошёл путь от мастера до главного инженера 15-го мостоотряда, а в 1989 году был выбран директором «Мостоотряда-36» - тюменского филиала ОАО «Мостострой-11», которым руководил без малого два десятилетия.

Главное, считает он, - это командная, коллективная работа. «Руководитель должен правильно выстроить весь процесс. Убедить людей в том, что делать нужно так, а не иначе, ведь у каждого свой опыт и своё видение, поэтому очень важно прийти к единому мнению. Но после того как решение принято, оно уже не должно обсуждаться. Цель назначена, определены средства и сроки, - всё, работаем на результат. И добиваемся его. Значит, получаем хорошую зарплату, грамоты, благодарности, медали и ордена. Главное – команда, которая выполняет любое дело. Самый простой пример - футбол. Не секрет, что в России нет командной игры. Личности есть, а команда отсутствует. Отсюда и поражения. А вот на чемпионате мира по хоккею наша сборная показала командную игру и в итоге выиграла чемпионат».

На международный уровень

В 2008 году собранием акционеров Николай Руссу был избран генеральным директором ОАО «Мостострой-11» - одной из крупнейших в стране мостостроительных компаний. До этого почти 30 лет, с первого дня существования организации, её возглавлял авторитетный руководитель, один из лучших специалистов в отрасли Валентин Фёдорович Солохин. Однако к моменту смены гендиректора компания отстала в перевооружении и новых технологиях, а кроме того, 70 процентов работ производилось в Ханты-Мансийском автономном округе.

-Когда я пришёл - а это период кризиса, 2008-2009 годы, - у нас вместо 70 процентов работ в ХМАО осталось всего 10, - говорит Николай Александрович. - И главной задачей было сохранить коллектив. Это 4000 работающих, и не просто какие-то наёмные работники, а в основном кадровые рабочие со стажем. Понятно, что оставить людей без работы или просто потерять – во-первых, несправедливо по отношению к людям, связавшим свои жизненные планы с «Мостостроем», ну а второе - на профессиональном уровне понятно, что уходят сперва лучшие, а потом уже все остальные. Поэтому нам пришлось выходить в другие регионы, а это другая ответственность, другая логистика, другая техника и оборудование. Ведь то, что можно делать в лесу, невозможно в Сочи, Воронеже, где-то ещё. Мы провели большое перевооружение и большую централизацию. Раньше наши подразделения работали каждое само по себе, а сейчас у нас, считаю, хорошая команда, коллектив, который работает на разных объектах, но является одним целым. Не бывает такого, что «Мостоотряд-15» не даёт технику «Мостоотряду-29». У нас одно общество с количеством работающих 4,5 тысячи человек.

Сегодня мы работаем в девяти субъектах Российской Федерации, плюс Казахстан. Мы существенно расширились. Создали строительное управление, которое занимается в основном гражданскими сооружениями. Наверное, все знают, что мы сейчас строим ещё и гражданские объекты, потому что мостов нам уже мало. На наши объёмы и коллектив не хватает мостов не только в Тюмени, но и в других регионах.

Приобрели два проектных института. Один по гражданскому направлению, другой - по дорожно-мостовому. Проектируем мосты, гражданские сооружения, садики, школы, которые строятся в Ханты-Мансийском округе, на Ямале и в Тюмени. Создали дорожно-строительное управление. Плюс собственная производственная база с подъездными железнодорожными путями, тупиками для приёмки материалов и отгрузки готовой продукции.

Производим бетон любой категории, любой сложности, любой ответственности, - наше производство считается самым надёжным в Тюмени, это признанный факт. Запустили новую технологию по изготовлению плит, арматурных изделий, и сами выпускаем металлоизделия. Причём не стремимся делать металлоконструкции пролётного строения мостов – их проще закупать у специализированных предприятий: «Тюменьстальмоста», «Курганстальмоста». Есть огромное количество других изделий, которые нужно готовить промышленно - это и торговые комплексы, и шумозащитные экраны, и барьерные ограждения, и смотровые ходы.

Закупили современнейшее оборудование, и в связи с тем, что уже имеем цех пластиковых окон и цех алюминиевых конструкций, данное оборудование позволяет готовить стойки, рамки для шумозащитных экранов. Сегодня в России эти вещи тоже приживаются, экология и шумозащита жилых помещений встаёт на первое место. В Сочи мы монтировали три километра шумозащитных экранов, и нам приходилось приобретать комплектующие в Москве и Туле. А сегодня полностью изготавливаем все изделия на собственном производстве.

В огромном коллективе постоянно происходит естественная ротация кадров. Стаж мостостроителя, необходимый для выхода на пенсию, составляет 25 лет. Из четырёх с половиной тысяч сотрудников «Мостостроя-11» примерно 700 – инженерно-технические работники. За год на заслуженный отдых выходят 30-40. Учитывая новые технологии и оборудование, им на смену должно приходить 20-25 человек.

Для того чтобы пополнять штат дипломированными специалистами, «Мостострой-11» тесно сотрудничает с вузами: Новосибирским институтом инженеров транспорта, Сибирским автомобильно-дорожным институтом, Саратовским политехническим институтом и Тюменским государственным архитектурно-строительным университетом. «Мы занимаемся подготовкой, проводим аттестацию, - говорит Николай Александрович, являющийся, кстати, почётным профессором ТюмГАСУ. - Имеем свой учебный пункт, уже для переподготовки выпускников, которые приходят из института, чтоб включились в работу именно нашей компании, с её внутренними стандартами и правилами. Сегодня обучаем с первого курса группу студентов в СибАДИ, дополнительно оплачиваем занятия, но уже с мотивацией, что на практику, а потом на работу они приедут именно в нашу компанию».

На объекты - с внуком

Родина по заслугам оценила труд человека, внёсшего огромный вклад в развитие региона. Звания и регалии Николая Руссу можно перечислять долго. Орден Почёта, почётное звание «Заслуженный строитель РФ», звание «Заслуженный строитель ХМАО-Югры», знак «Почётный строитель России», знак «Почётный транспортный строитель», знак «Почётный строитель Тюменской области», орден «За заслуги в строительстве», орден «Крест Почёта» (международного экономического рейтинга «Лига лучших»). Знак ФНПР «За содружество». Лауреат премии общественного признания «Фортуна». Лауреат конкурса «Дороги России» в номинации «За выдающийся вклад в развитие дорожной отрасли». Лауреат регионального конкурса «На лучшие достижения в строительной отрасли» в номинации «Директор года». А ещё он депутат Тюменской городской Думы.

И, что не менее для него важно, – дедушка! Внуку Александру этим летом исполнилось пять лет. Из них почти три года, то есть с двухлетнего возраста, он вместе с дедом иногда выезжает на объекты. Побывал в Ялуторовске, других не слишком отдалённых городах.

-Человек он любознательный и понимающий, - рассказывает Николай Александрович. – Уже запомнил многие термины, знает, как ведётся строительство, его этапы. А иногда выдаёт поразительные для ребёнка вещи. Сдаём объект, к примеру, а он говорит: «Мы же это для людей построили, чтоб им было удобно?». Спрашиваю: «Откуда ты это взял?». Отвечает: «Так вы же разговаривали в кабинете, а я рисовал и слушал». Не знаю, будет ли он строителем, главное, чтобы стал настоящим человеком. Но лидерские качества в нём уже заметны. В любом коллективе пытается руководить, брать дело в свои руки. Недавно девочка упала с качелей, он помог ей подняться, а потом отправился к аниматорам, сказал: «Там девочка плачет, вы ей помогите». Возьмёт за ручку, проводит. Если бабушка, говорит: «Надо помочь». Вижу, что человек растёт с правильными установками, правильным отношением к жизни.

Честно говоря, автору этих строк редко приходилось видеть столь гармоничного человека, производящего впечатление абсолютно счастливого, несмотря на всю свою занятость и загруженность. А Руссу и не скрывает, что счастлив.

-Что такое счастье? Наверное, когда ты ощущаешь себя удовлетворённым человеком, - рассуждает он. – Мне повезло в том, что родители дали мне возможность учиться, хотя время всё-таки было тяжёлое, и воспитали уважение к людям. Я рано понял, что если хочешь получить ответ, должен сам в первую очередь быть внимательным. И помогать людям. Ошибиться может каждый, но это не должно быть критичным, надо выслушать и помочь. Точно так же помогут и мне в своё время.

Высшая составляющая

Везде – в школе, армии, институте, на производстве – этот подход себя оправдывал. Меня всегда окружали замечательные люди, и у нас складывались отличные отношения. С кем-то остаёмся друзьями ещё со студенческой скамьи. Многие из тех, с кем начинал работать, сейчас занимают высокие должности по всей стране – директор проектного института, руководители крупных предприятий и т. д. Но когда мы видимся, хоть и нечасто, вновь возникает прежняя доверительная атмосфера.

У меня несколько близких друзей, к которым можно обратиться в любой ситуации. То есть случись что, не дай Бог, - не придётся думать, куда броситься, кому звонить. Знаю, что есть друзья или коллеги, которые поддержат не задумываясь. И они не сомневаются: если что-то произошло, я использую все возможности, чтобы помочь.

Мне очень повезло с семьёй. Мы со Светланой вместе вот уже 36 лет. У нас двое детей, и мы ими довольны. Не скажу, что они достигли каких-то профессиональных высот, но это порядочные люди, ценят дружбу, людей и заработанные деньги. У них нет потребительского настроения. И внука воспитываем в том же ключе.

Радует, что есть возможность общения. Это ведь очень важно для человека. И не какое-то замкнутое, чисто профессиональное, а и человеческое тоже. В разных регионах и в других странах – Германия, Испания - у меня немало знакомых, с которыми мы обмениваемся опытом и просто общаемся.

Конечно, вдохновляет то, что мой труд как-то оценён. Сотрудники нашего коллектива работают с удовольствием, у нас нет текучки кадров. И очень большая группа людей, которые начинали со мной работать, сейчас сами стали хорошими руководителями. То есть я понимаю, что в профессиональном плане период их работы в компании не прошёл зря. Их сегодня уважают и в регионе, и в профессии, что тоже важно, так как наша профессия – очень сложная и ответственная, и добиться в ней авторитета многого стоит. Общепринятое мнение: мостовики – это голубая кровь. Или высшая инженерная составляющая. Поэтому если люди добиваются успеха в нашей профессии, то это неординарные личности. Много знают, не боятся рисковать и многого добиваются.

Николай Руссу в зеркале СМИ

«Тюменская линия», 10 августа 2012 г.

Поздравляем ОАО «Мостострой-11» и Руссу Николая Александровича с заслуженными номинациями!

Торжественное мероприятие, посвящённое Дню строителя, прошло в большом зале правительства Тюменской области 8 августа. Участие в нём приняла первый заместитель губернатора региона Наталья Шевчик. Она вручила благодарности специалистам предприятий и организаций строительного комплекса Тюменской области, внесшим значительный вклад в развитие отрасли.

Сущность деятельности строителей лежит в созидании, создании условий для жизни, отметила первый заместитель губернатора Тюменской области: «С развитием строительной отрасли развивается и экономика региона. Темпы строительства в области только наращиваются. В 2011 году построено практически по 1 кв. м на каждого человека. По этому показателю Тюменская область - в лидерах в России. Радует, что преображается не только областной центр, но и сельские территории. В регионе строительная отрасль твердо стоит на ногах».

На собрании наградили лидеров строительного сезона 2011 года. Организациями года признаны ОАО «Мостострой-11», ЗАО «Комбинат строительных материалов». Объектами года стали Дворец бракосочетания в Тюмени, поликлиника №13 в Тюмени, Дворец культуры в Заводоуковске, бизнес-центр «Нобель Парк». В номинации «Руководитель года» победил Н.А.Руссу.

«Вслух.ру», 5 июля 2013 г.

-Николай Александрович, в чем, Вы считаете, основная значимость вашей работы?

-В том, что мосты, которые мы построили, служат людям. Люблю повторять цитату Иво Андрича: «Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов. Они важнее, чем дома, священнее, чем храмы, - ибо они общие. Они принадлежат всем и каждому, одинаково относятся ко всем, полезные, воздвигнутые всегда осмысленно, там, где в них возникает наибольшая нужда, они более долговечны, чем прочие сооружения, и не служат ничему тайному и злому».

Благодарное дело - строить мосты, потому что они соединяют районы, берега, людей. Нередко говорят: как ваш мост нам помог! Многие знакомые утверждают, что «Мостострой-11» введением развязки на Московском тракте увеличил капитализацию дач и домов на 15-20 процентов. Раньше на подъезде к кольцу стояли по часу, а теперь пять минут, и вы в центре.

«Тюменские известия», 13 июля 2013 г.

-Какие эмоции Вы испытываете, проезжая мимо своих объектов?

-Каждый объект, как и любое событие, оставляет в памяти определённый след. Где-то это воспоминание о трудностях, где-то - о радостных моментах. Некоторые проекты запоминаются тем, что на них раскрылся новый специалист, появились новый партнер, заказчик. А порой появляется чувство удовлетворения от того,что строение удалось сделать именно нам, вовремя и красиво. Сочинская развязка - как раз такой пример.

«Мостострой-11» - единственная тюменская компания, которая участвует в строительстве олимпийских объектов. Для нас это очень почётная и ответственная миссия. Наша развязка избавила олимпийскую столицу ещё от одного коллапса на федеральной трассе М-27. Это единственная автомагистраль, связывающая район Большого Сочи с другими районами юга России и центром страны. Понимая важность путепровода для горожан и подготовки к Олимпиаде, мы бросили на него все силы. Приходилось строить кусками, поскольку площадка находилась в густонаселенной части города и с трех сторон её обступали трассы с беспрерывным движением. Тем не менее движение запустили на несколько месяцев раньше запланированного срока.

Можем добиваться большего

На вопрос, есть ли у него мечта, Руссу отвечает так:

-Мечты могут быть разные – личностная, семейная, профессиональная и так далее. Выделить какую-то одну не могу. Для семьи важно, чтоб было благополучие, здоровые дети, жена, внуки, близкие родственники, друзья.

Мечта как государственного человека, депутата – во-первых, чтобы люди получали достойную зарплату, а во-вторых, могли её достойно потратить на то, что им необходимо, и спокойно жить.

Если брать профессиональный аспект, то, чего греха таить, у нас не всегда оценка идёт по профессионализму, она происходит по другим каким-то критериям, и простая мечта – чтобы мы могли просто работать. Без всяких заморочек и искусственных препятствий. Потому что на самом деле профессионализм команды и возможности намного больше, чем мы делаем. А наша работа нужна людям.

Хочу садиться в автомобиль и до Омска доезжать за четыре часа, а не за 12, как сегодня. Будучи профессиональным строителем, очень обидно видеть разницу между тем, как обстоят дела за рубежом и у нас. Взять тот же Казахстан: дорога 240 км, разрешённая скорость – 140 км. Едешь 130 км и спокойно отдыхаешь. У нас попробуй по трассе проехать 300 км - ты уже весь устал. Мечта профессионала – чтобы дороги были хорошие, чтобы мы не стояли в пробке полтора часа такого нужного, драгоценного времени, которое сейчас тратим зря.

Потенциал нашей страны огромен. И сдерживание строительства - это плохо. Мы могли бы добиться гораздо большего. Потому что, бывая на зарубежных форумах, конференциях, мы видим, что российские люди ничуть не ущербней иностранцев. Более того, гораздо продвинутее в некоторых областях и сферах. Но опять какие-то бюрократические и другие моменты не дают реализоваться многим идеям. Мечтаю, чтобы все эти препоны были убраны и мы на самом деле достигли того, чего достойны. Вот это, пожалуй, самая главная мечта.

Автор: Светлана Кирсанова