Медиакарта
3:23 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Слово «любовь» – одно из самых важных

Спустя неделю после возвращения на Землю летчик-космонавт Александр Скворцов вышел на связь с редакцией газеты «Тюменская область сегодня»

Утром 11 сентября совершил посадку спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-12М». На родную планету вернулся экипаж Международной космической станции в составе командира ТПК Александра Скворцова, космонавта Олега Артемьева и астронавта Стивена Свонсона.

Продолжительность космического полета составила 169 суток. За это время Герой России летчик-космонавт Александр Скворцов несколько раз проводил сеансы связи с редакцией газеты «Тюменская область сегодня», о чем журналисты незамедлительно сообщали читателям. Вот и на этот раз спешим поделиться радостной вестью: спустя чуть более недели после возвращения на Землю Александр Александрович вышел на связь с Тюменью во время небольшого отдыха после реабилитационных процедур.

Поздравить космонавта с возвращением домой собрались сотрудники газеты, в том числе Сергей Кузнецов, специально приехавший в командировку на Байконур проводить в полет летчика-космонавта, главный редактор Александр Скорбенко, а также гости редакции, для которых слово «космос» так же дорого, как и родная планета. Это Владимир Миренский – председатель Тюменского отделения международной общественной организации бывших военнослужащих «Марс-Меркурий», приверженец космонавтики Владимир Граков, мастер-реставратор и руководитель клуба юных филателистов и краеведов «Сибирская артель» Святослав Шитов.

– Поздравляем! – скандировали все собравшиеся в небольшом редакционном кабинете у телефона, включенного на громкую связь. Журналист Светлана Хозяинова зачитала свое стихотворение.

Светлана Хозяинова:

– Стихотворение навеяно фразой «Если вы любите, с вами Бог» из календаря «Мудрость на каждый день».

Александр Скворцов:

– Оно отражает и мое настроение. Огромное спасибо! Слово «любовь» – одно из самых важных: любовь к Земле, родной природе… У меня как раз такое чувство, что люблю всех и вся!

Маргарита Шаманенко:

– Александр Александрович, какой выдалась дорога домой?

Александр Скворцов:

– Она пролетела незаметно, но подготовка к ней получилась довольно тяжелой. Вещей за полгода накопилось немало, их нужно было упаковывать, утрамбовывать, так что хлопот прибавилось (улыбается). Грузил и грузил (кстати, флажок с логотипом газеты не забыл)! И свою «каюту» привел в порядок: почистил, пропылесосил, прибрал.

Светлана Хозяинова:

– Когда-то говорили: космонавты побывали в космосе и Бога там не встретили…

Александр Скворцов:

– Конечно, мы тоже не встретились с Господом, но ощущали его присутствие. На станции есть уголок с иконами. Перед самым отлетом домой, покидая российский сегмент космической станции и несмотря на суету и спешку, я повис перед иконой (потому что стоять в состоянии невесомости практически невозможно), помолился, поблагодарил Бога, перекрестился, закрыл люки и пошел на спуск. Поэтому, наверное, и посадка получилась хорошей.

Сергей Кузнецов:

– Какие впечатления во время полугодового космического путешествия были наиболее яркими?

Александр Скворцов:

– Выходы в открытый космос. Это новый для меня опыт. Ранее только теория и практическая отработка на Земле. Ощущения незабываемые! Выходишь в космос, а под тобой ничего нет, лишь Земля где-то вдалеке. Работа напряженная: задачи, поставленные перед нами, были непростыми, выполняли их шаг за шагом. Если оглянуться назад, в целом результаты должны быть впечатляющими – они выполнены, считаю, на хорошем уровне. От этой оценки даже появляется уважение к тому, что мы там «натворили» (улыбается).

На этот раз удивило необычной красотой полярное сияние, но оно представляет опасность для космонавтов из-за большой радиации. Правда, не всегда удавалось его сфотографировать. Земля, конечно, какой была, такой и осталась. Яркие впечатления сохранились от Черноморского побережья, над которым пролетали летом – мы тоже не против позагорать и искупаться в хорошую погоду! Были и неприятные – ситуация на Украине.

Вообще второй полет отличался от первого впечатлениями – они стали менее эмоциональными. Когда человек один раз проходит по тропинке, он внимательнее присматривается к мелочам. На какие-то нюансы я обращал более пристальное внимание и страховал и себя, и членов команды. Были и веселые, и отрицательные моменты. Для меня второй полет оказался сложнее, насыщеннее. Во время первого я получил опыт, во втором развивал его, переводя количество в качество.

Александр Скорбенко:

– Переживали за ваш спуск. Видели, что для вас приготовили яблоки и арбузы. Соскучились по земной пище?

Александр Скворцов:

– Конечно! Спасибо за «вкусный» вопрос. Знаю, что когда открывается люк, надо себя поберечь, а так хочется вдохнуть воздух Земли, напоенный различными ароматами! Помню, как после первого космического полета приоткрыл люк и на меня тут же посыпались пыль и грязь, так что пришлось срочно закрыть глаза. В этот раз сказал всем заранее приготовиться, прикрыть гермошлемы, но щелку себе оставил и вдохнул-таки запах осенней степи. Потом нам дали яблоки, но врачи почему-то запретили их есть. Они выглядели так аппетитно, что когда все отвернулись, успел одно надкусить. С огромным удовольствием сейчас питаюсь земной пищей и чувствую, как она наполняет силой.

Александр Скорбенко:

– Процесс восстановления напоминает выход из голодания?

Александр Скворцов:

– Скорее всего, да. В свое время занимался лечебным голоданием, а память тела остается. Отрабатываю все тесты на Земле, по-моему, с хорошими результатами, специалисты довольны.

Александр Скорбенко:

– Сибирская баня поможет скорейшей реабилитации?

Александр Скворцов:

– Несомненно, но каждому овощу свое время. На Тюменскую землю попаду только после того, как отработаю обязательную программу по реабилитации.

Вячеслав Шитов:

– Александр Александрович, мы знакомим тюменских школьников с вашей замечательной профессией. Ребята спрашивают, что необходимо, чтобы стать космонавтом. Какое качество надо в себе развить и воспитать?

Александр Скворцов:

– Если бы в космос брали только за одно качество, то сколько надо отправить космонавтов, чтобы выполнить поставленные задачи (улыбается)! Самое первое требование, по которому ведется отбор в космонавты, это набор специальных знаний. Кстати, один из первых космонавтов пошутил: почему-то отбирают по здоровью, а потом требуют по уму. Конечно, первым делом здоровье. Когда медицинская комиссия скажет, что ты здоров, можно уже тестировать тебя по другим направлениям. Зачем человека мучить в одном, если он не подходит в другом, самом главном? Ведите здоровый образ жизни, сохраняйте здоровый дух в теле. И учиться, учиться, учиться! В скором времени для космической работы будут требоваться не только технические знания, но и научные. Буду продвигать мысль, что присутствие трех членов экипажа в российском сегменте было бы неплохо, если одного направить исключительно на науку. Нужен человек, который на Земле уделял бы много времени научным экспериментам и в дальнейшем работал в космосе – это целесообразно.

Кристина Шелемеха:

– Вас так долго не было на Земле. На что вы обратили внимание, вернувшись?

Александр Скворцов:

– На информационное поле. Очень хотелось посмотреть новости. Заметил, что больше стало своеобразных развлекательных программ. Мне кажется, становится меньше аналитических передач, научно-познавательных. Отвык от мобильного телефона – потихоньку он снова входит в жизнь. Удивился, что вспомнил про мобильный телефон только на вторые сутки. Скоро все вернется на круги своя. Появляются звонки. Надо уделять внимание людям. Еще меня серьезно тревожила Украина. У меня там и отец, и родной брат. Улетал – была одна обстановка, сейчас другая. Никогда не думал, что в XXI веке будет происходить такое. Нас берегли на станции, новости сообщали дозированно. Сейчас с Украины приходят известия о положительных тенденциях. Думаю, если процесс пойдет мирно, выиграют все.

Александр Скорбенко:

– В следующем экипаже на МКС отправится Елена Серова. Как вы думаете, увеличит ли появление женщины производительность труда мужчин?

Александр Скворцов:

– Понимаю, что будут некоторые проблемы. В американском сегменте обустроено пространство для женщины, а у нас придется делать технические перестановки, выделить место для гигиенических процедур. Это несколько затруднит свободу перемещения экипажа. В остальном к появлению женщины на борту все готово, мы постарались.

Сергей Исаев:

– В июне осуществлена передача видеоролика из космоса на Землю с помощью лазерной технологии. Ее опробовали или она уже существовала? Будет ли она использоваться для связи в дальнейшем?

Александр Скворцов:

– Технология существовала, но не всегда эффективно действовала. Над ее усовершенствованием идут работы. Лазерные технологии будут развиваться и применяться в космической отрасли.

Маргарита Шаманенко:

– Вы вели фотосъемку во время полета? Фотографии новые будут?

Александр Скворцов:

– Да, кое-что удалось увидеть и запечатлеть. Но пока, к сожалению, не имел возможности посмотреть и отобрать снимки, систематизировать их, так как загружен реабилитационными мероприятиями (сегодня восьмой день после приземления). Планирую серию фотографий, продолжающих тему моей первой выставки «Краски Земли», но, безусловно, будет и что-то новое. Нужно время для того, чтобы отсмотреть и проанализировать имеющийся материал. Сами понимаете, если снимать в день по 15–20 фотографий, какое огромное количество снимков скопилось за 170 суток полета.

Сергей Кузнецов:

– Известно, что во время полета на МКС проведено около 50 научных экспериментов. Результаты какого из них вам кажутся наиболее интересными, неожиданным?

Александр Скворцов:

– Давайте пока не будем забегать вперед. Закончится медицинский период реабилитации, начнется подведение итогов выполнения научной программы, тогда и поговорим. Могу сказать, что запланированные эксперименты практически все выполнены, но о результатах говорить пока рано. Например, в прошлой экспедиции не выдержали возвращения на Землю мушки-дрозофилки, хотя полет перенесли нормально. Вдруг и сейчас произошло нечто подобное?

Сергей Кузнецов:

– Вы упомянули, что во втором полете все дается значительно легче. А как проходит процесс реабилитации?

Александр Скворцов:

– Двигательные функции восстановились, уже могу ходить, и не просто ходить! Буквально через несколько минут после завершения нашего разговора мне предстоит пройти специальный медицинский тест на беговой дорожке в течение 30 минут (15 минут – бег в активном режиме, 15 минут – в пассивном). За бегом будут наблюдать специалисты и с помощью прикрепленных датчиков отслеживать течение физиологических процессов. Подобный тест проводился перед полетом и ежемесячно во время полета. Я к нему готовился, так что побегу, посмотрю сам на себя, проанализирую физическое состояние. Затем предстоят приятные процедуры: бассейн, массаж, легкая сауна. Пока же проходим самые серьезные обследования.

Кристина Шелемеха:

– Любите ли вы кино? Вам удалось посмотреть фильм «Гравитация» перед полетом?

Александр Скворцов:

– Фильм видели: это фантастика. На станции у нас отличная фонотека, часто смотрели фильмы, особенно во время ужина. Читать приходилось поменьше – глаза к вечеру уставали. С особым удовольствием смотрели старые советские фильмы. Например, «запали» на фильм «Любовь и голуби» Владимира Меньшова, которому как раз недавно исполнилось 75 лет. Смотрели ленту два вечера подряд. Даже появилось желание закачать на диск некоторые фильмы из тех, что смотрели на МКС, и пересматривать их, допустим, стоя в московских пробках.

Наталья Худорожкова:

– А как с психологическим климатом на станции, ссор с коллегами не случалось?

Александр Скворцов:

– Да происходили, конечно. А вообще экипаж очень хороший, полет прошел нормально. Иногда бывали рабочие моменты, какие-то недоразумения: кто-то не так понял или что-то не успел, ты вспылил или на тебя голос повысили, но – немножко пошумели, а к вечеру все уладилось. Жизнь есть жизнь. Например, во время эксперимента я должен сфотографировать коллегу, снимки отправить в Центр управления полетами (так требовал регламент выполнения эксперимента), а он об этом забыл, быстренько все завершил, оборудование убрал. А в это время я к нему с фотоаппаратом. Естественно, последовали взаимные упреки. Но это мелочи, серьезных конфликтов не было.

Маргарита Шаманенко:

– Александр Александрович, благодарим за интересный разговор, но время вашего перерыва завершается. У вас есть возможность сказать несколько слов тюменцам, читателям газеты «Тюменская область сегодня».

Александр Скворцов:

– Всем тюменцам прежде всего желаю космического здоровья. После возвращения из полета как никогда понимаешь, насколько оно значимо. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, ладится и в семье, и на работе. Он радуется миру и людям. Он счастлив. И, конечно, всем желаю счастья, нормального человеческого счастья! А коллективу редакции газеты «Тюменская область сегодня» – творческих успехов! Надеюсь, в конце ноября увидимся.

Автор: Маргарита ШАМАНЕНКО, Наталья ХУДОРОЖКОВА, Светлана ХОЗЯИНОВА