Медиакарта
16:35 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дочь пономаря

Дочь пономаря
15:57 | 26 сентября 2014

90-летний юбилей отметила Сатира Аптубаковна Курманова

С юбилеем поздравили старушку первый заместитель главы администрации города Тобольска Яна Зубова и начальник управления соцзащиты населения Елена Елесина.

Вечером заглянула и я на огонёк к юбилярше. Чтобы отметить круглую дату, Сатире Аптубаковне не понадобились рестораны. Торжество она провела в новом доме, который для неё построили внуки (а их у неё двое). Лучшего подарка и представить нельзя. За большим столом, главным украшением которого стали баурсаки, всем места хватило – дочери, внукам, трём правнукам.

Сатира-апа рассказывает мне о своей жизни то на русском, то на татарском, то вперемежку. Дочь переводит, чтоб было понятнее. Но мне почему-то кажется, что я и без перевода поняла бы старушку.

Судьба не очень-то раздавала моей героине подарки, словно злая мачеха. Отец Сатиры ещё до установления советской власти был помощником у местного муллы (а жила семья в д. Старицкие Тобольского района), вроде как пономарь. И за это пришлось расплачиваться детям. Его фотографию вывешивали на доску позора, чтобы другим неповадно было «своё сознание религиозной шелухой засорять». Сатиру дети дразнили «дочь пономаря». А сестру исключили из школы комсомольской молодёжи, как прознали, чья она дочь. Сатире исполнилось восемь лет, как мама умерла. Отец один поднимал детей. С большим трудом ему удалось вступить в колхоз.

С 14 лет Сатира начала работать в колхозе Янга-турмыш, что в переводе означает «новая жизнь». Особенно трудными для неё стали годы войны. «Я шибко работала. План выполняла и перевыполняла. А норма на человека была немаленькая, да и делали всё вручную, никакой техники у нас не было. Участок для покоса мне выделяли в 60 соток, для жатки – 12-15 соток. Зимой работала на лесозаготовках», – рассказывает Сатира-апа.

Отца на фронт забрали. В связи с ранением его в 1945 году домой отпустили. Известие о Победе застало его в реке (он с неводом возился. Радовалась и Сатира и втайне молилась, чтобы на земле всегда был мир и чтобы вернулся с войны паренёк, который был мил её сердцу. Но он не вернулся. Лишь в 30 лет вышла она замуж, родила дочь. Брак оказался неудачным и распался. Сатира одна поднимала на ноги дочь. 24 года отработала она в колхозе дояркой, оттуда и на пенсию ушла. Всю любовь она отдала детям – вырастила не только дочь, но и племянников, оставшихся без матери. А потом и в город перебралась, чтобы внуков нянчить и дать дочери возможность работать.

Когда я спросила юбиляршу о том, как ей сейчас живётся, ожидала услышать о комфортном доме, о заботливой дочери, внуках, о правнуках-непоседах, которых она безгранично любит. Но она заговорила о другом: «Жизнь сейчас хорошая, всё есть: и трактора, и комбайны, и другая техника. Сейчас хорошо жить. Вот только бы не было войны. Я об этом каждый день молюсь». Вот и на выборах губернатора старушка отдала свой голос и передала членам избиркома своё пожелание, чтобы власть сделала всё возможное для сохранения мира. Сатира-апа грамотный человек. Считает так, что никакого калькулятора не надо. Читает газеты, смотрит информационные телепередачи, следит за событиями в Украине. Всё происходящее там принимает близко к сердцу.

Ну, а её фронт – это огород за домом, на котором она воюет с мокрицей, пропалывая картофельное поле. Привыкшая трудиться, она и сейчас не может сидеть без дела.

Когда Сатире-апе сказали, что надо сфотографироваться, она засуетилась, попросила дать ей «китель с медалями» и платок.

На прощанье она с лукавой улыбкой спросила меня, можно ли ей ещё пару годков пожить, на что я пообещала прийти к ней на 95-летний юбилей.

Анна Щербинина