Медиакарта
15:15 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мастер театра на кончиках пальцев

Что такое театр кукол для Сергея Кузина?

Прошло тридцать лет с тех пор, как Ирина и Сергей Кузины впервые перешагнули порог Тюменского театра кукол. Как ни крути, юбилей. Да и Сергею Владимировичу недавно стукнуло шестьдесят. Хороший повод оглянуться назад и дать отчет о пройденном пути.

– Позади целая жизнь – она, по вашему, удалась?

– К юбилейным датам отношусь спокойно, без фанатизма.

К беседе присоединяется кукольный Кот, который спрашивает «игрушечным» голоском:

– Дядя Сережа, а театральными режиссерами рождаются или становятся?

– Хоть родился я не в театральной семье, с детства был связан с музыкой. Дядя играл на скрипке в только что созданном симфоническом оркестре Татарстана. Он жил у нас, когда учился в Казани. Я с этой музыкой вырос, посещал все абонементы. Учился в музыкальной школе – начинал на скрипке, а заканчивал на фортепиано. Тяга к музыке была всегда, и мои первые театральные впечатления связаны с музыкальным театром. Очень нравились балеты. Помню очень красивые декорации. Ходили и в драматический, но кукольного театра в детстве не помню.

После окончания школы поступил в университет на историко-филологический факультет, отделение философии. Мой папа Владимир Андреевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского технологического университета, заслуженный деятель науки ТАССР, и я пошел по его стопам. По философской линии мне светило очень многое: я окончил аспирантуру, в 1979 году защитил кандидатскую диссертацию «Традиции и образ жизни. Социально-психологические аспекты». Преподавал. Мне предложили разработать и вести новый курс эстетики.

– Как судьба привела вас в театр кукол?

– Я пел в составе трио, и мы сотрудничали с театрами. Пели в Доме актера. Это было место, куда стекались творческие силы города. Там мы встретились с Ириной. Я выступал в качестве ведущего разных программ. Сотрудничество с Домом актера началось, когда я был студентом, продолжилось в аспирантуре. Хождения в театры, в том числе в театр кукол, который мне очень понравился, не прошли даром, и мне предложили работать по совместительству завлитом Казанского театра кукол. Театр был очень интересным, там работали хорошие художники. Увидел для себя какие-то удивительные возможности. Стал писать статьи о кукольном театре, их отметили. В драматический никогда не хотел, он мне нравился как зрителю, но актером там себя не видел. А вот театр кукол – это тот вид искусства, в котором я могу общаться со зрителем через куклы и маски. Работа в театре все больше меня затягивала.

– Коготок увяз – всей птичке пропасть. Надо было выбирать?

– Да, совмещать стало сложно. Однажды приехали в Тюмень в гости и познакомились с местным кукольным театром. Он был очень хорош, мы слышали о его нашумевших гастролях с Пер-Гюнтом в Москве. Директор театра Раиса Рогачевских пригласила Ирину актрисой, а меня завлитом. Постепенно я освоил и актерское дело. Поступил в ГИТИС. В театре поняли, что я претендую на режиссуру. Поставил спектакль, и мне предложили должность режиссера-постановщика. Это было при главном режиссере Анатолии Тучкове. Очень благодарен ему: он отнесся ко мне по-братски. Мы с ним дружно сосуществовали, возможно, что кто-то бы сопротивлялся, но я при нем из неизвестного актера стал режиссером-постановщиком. Мы с ним даже совместные постановки делали. Когда Тучков уехал, я стал исполнять обязанности главного режиссера.

Тут меня пригласили в Курган главным режиссером. Мне хотелось попробовать себя, и мы дружной тюменской группой вместе с выпускниками училища, среди которых был и Юрий Федоров, поехали. Курганский период, с начала 1987 по конец 1990-го, был очень интересным в нашей жизни. В 1990-м вернулись в Тюмень. Театр стал называться по-новому: театр кукол и масок, что вполне соответствовало специфике работы.

– Вы уходили из театра не один раз…

– В 1996 году провели международный фестиваль и после него снова ушли. Хотелось заниматься камерными формами. Тяготила невозможность в провинциальном театре сохранить спектакли на должном уровне. Потом было три выпуска в Тюменском колледже исскуств. Совершенно незаметно прошли 12 лет. Каждый раз, когда мы собирались уходить, нас просили набрать еще один курс. Мы учили студентов не зависеть от ситуации. Ребята поехали в Петербург, Москву – не потерялись. И вот нас в третий раз позвали в Тюменский театр кукол. Опять занимаюсь режиссурой, а Ирина играет в наших спектаклях. У нее очень большой актерский опыт, и я ей доверяюсь в этом полностью, – конфликтов у нас нет.

– Что удалось за год?

– Сделано даже немного больше, чем намечали. Наш театрально-просветительский проект «Театрик в театре» реализуется очень успешно. Начали с больших спектаклей выходного дня для самых маленьких детей. Зритель на них очень пестрый: от самых маленьких, почти что из роддома, и до самых старших. На одного ребенка приходится два-три взрослых. Это тот народ, который в театр идет сам, а не приезжает организованной группой.

За год сданы спектакли: «Кто сказал «Мяу» по рассказам Сутеева – художник-постановщик брал образы для спектакля из его рисунков. Потом была «Зайкина избушка» по двум русским сказкам: «Кот, Лиса и Петух» и «Зайкина избушка». В этом спектакле дебютировали актеры выпуска Сергея Грязнова: Мария Филоненко, Антон Бартоли и Александр Панов. Немного вне плана поставлен спектакль «Дядя Степа в стране Светофории». Работа с детьми дает результаты. Надеюсь, увиденное в театре кукол хоть немного снизит страшные цифры детских жертв на дорогах. Я много раз видел, как дети удерживали родителей от нарушения правил дорожного движения.

Четвертый спектакль – «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. Он шел и раньше, но теперь получился новый спектакль: пришли другие актеры. Есть запись, смотрели ее все вместе, но решили ставить так, как складывается. Формируя роль-маску, шли от особенностей характера нынешних актеров.

Восьмого марта прошла премьера большого спектакля «Айболит» по сказке Корнея Чуковского.

– Какие планы на будущее?

– Просветительская часть проекта подразумевает, что перед спектаклями будет разговор со зрителями. Это было раньше в театре, но ушло. С современными зрителями разговаривают очень мало. Надо это вернуть. Даже в больших спектаклях мы стараемся найти формы живого разговора со зрителями.

Более десяти лет сотрудничаем с филармонией, и она для нас теперь не менее родная, чем театр кукол. Без музыки театр представить невозможно. Даже в старину, когда выступал Петрушка, рядом с ним был музыкант.

После выпуска спектакля «Айболит» переходим на интерактивные спектакли малой формы. Берем самые известные сказочные сюжеты, спектакли по которым будут сдаваться в репетиционном зале, а показываться на выезде. К сожалению, в театре кукол нет места для малой сцены, поэтому «Дюймовочку», «Сказки бабушки Совы», «Красную Шапочку и Серого Волка» будем показывать в детских садах. При работе на малой сцене нет спецэффектов. Мы приходим к зрителям и разговариваем с ними через кукол. Диалог – это то, к чему мы стремимся. Директор театра Василий Пустыльников поддержал нашу идею.

Театр – это не вешалка, не занавес, не здание, а тот самый коврик, что расстилает артист. Эта идея нам очень близка. В Италии есть выражение «театр на кончиках пальцев». Его можно понять так: между актерами и зрителями нет расстояния. На большой сцене, к сожалению, почти не слышно зрителей. Малые спектакли начинаются с постановки ширмы, и уже с этого момента идет игра. Познакомившись с такой формой, познав театр на кончиках пальцев, уже не хочешь играть на большой сцене. Мы хотим привить вкус к этому хотя бы части актеров. Верю, что это перспективно.

P.S. Кукольный Кот, удовлетворив любопытство, зевнул и удалился, помахав нам на прощание хвостиком. Ушел играть на сцену.

Автор: Юрий ХОЗЯИНОВ