Медиакарта
3:45 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Юбилей не реки, но «Иртыша…»

15:14 | 02 октября 2014

Юбилей не реки, но «Иртыша…»

Уходящий сентябрь подарил нам необычный юбилей. Нынче исполнилось 225 лет со дня выхода в печать первого в истории Сибири журнала, каким был «Иртыш, превращающийся в Ипокрену».

Известно, что с появлением в конце XVIII века провинциальных типографий в российских околотках зародилась и местная журналистика. В Ярославле, где появился первый русский театр Фёдора Волкова, возникло и первое провинциальное периодическое издание со странным названием «Уединённый пошехонец». Первая провинциальная газета Отечества нашла своё воплощение в Тамбове. Это были «Тамбовские известия».

В 1789 году эстафету подхватила наша Сибирь-матушка, более того – Тобольск. С тем самым «Иртышом, превращающимся…». Иппокреной в древнегреческой мифологии слывёт источник на горе Геликон в греческой же провинции Беотии. Он посвящён музам и Аполлону, а забил этот родник под копытом Пегаса.

И я там был, и совсем недавно. Не на Геликоне, а в научной библиотеке Тобольска, где теперь хранятся 225-летние сброшюрованные «Иртыши…». Кстати, «Иппокрена» в них – с одной «п». Всего их вышло 28, а сохранилось десять. Шесть – на оцифровке в Тюменской научной библиотеке имени Менделеева. Четыре – с мая по август 1791 года – в Тобольске, собранные воедино в томе 12x20 см кожаного коричневого переплёта. Его вполне презентабельная наличность и сносно восстановленные страницы – результат работы екатеринбургских реставраторов. Спасибо им, потому что сделано на совесть. Чтобы не пропал их труд и само уникальное издание, листать его необходимо в специальных «библиотечных» перчатках. Под их прорезиненными вроде бы пальцами – страницы майского, например, 1791 года, журнала. «Ежемесячного сочинения, издаваемого от Тобольского главного народного училища».

Истинным организатором и фактическим редактором «Иртыша…» считают сосланного сюда за участие в деле о подделке ассигнаций и лишённого за это дворянства внучатого племянника знаменитейшего русского писателя середины XVIII века Александра Сумарокова (трагедии, оды, баллады, идиллии, элегии, сатиры, мадригалы) поэта Панкратия Сумарокова. Забегая вперёд, скажем, что с восхождением на российский трон императора Александра I наказанный за «уголовку» поэт был возвращён в дворянство и в столицы.

Ну а тогда в самом истоке «Иртыша…» просвещённые тобольские купцы Василий и Дмитрий Корнильевы, открывшие в тот же, 1789 год, первую в Сибири типографию, «безвозмездно из благотворения» дали бумагу и напечатали первые четыре книжки журнала. Возьмём, однако, одну из имеющихся теперь под рукой современного читателя. Хотя бы майскую 1791 года. Ей предпослан эпиграф: «Развязывая ум и руки, велит любить торги, науки, и счастье дома находить». Это из «Оды к Фелице» Гавриила Романовича Державина, положившей начало его литературной славе. В оглавлении этого номера значится такое содержание: «Заключение материи о изящных науках и письменах, и о упадке их в Риме и Греции; Эпиграмма; Эпитафия; Выписка из записок, читанных во Французской Королевской Академии наук о воздушных явлениях; Прибавление переводившего; Новый грех. Подражание французскому; Эпитимия. Подражание французскому; Весна; Мадригал Прелесть». Заметим, что все прочие номера – подобного наполнения. Все материалы – суть переводы из писателей просвещённой Европы и цитаты от светил российской словесности. Тобольские литераторы, среди которых был не лишённый поэтических способностей прокурор губернии Бахтин, наполняли «Иртыш…» лишь поэтическими струями своего таланта.

Между прочим, отбывавший здесь ссылку за свое «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Радищев хоть и не остался документально замечен в «водах» «Иртыша…», но «искупался» в них, несомненно. Во всяком случае, он наверняка общался с некоторыми его авторами.

Тимур Волков