Одна из старейших жительниц Алымки - Тамара Георгиевна Шехирева. В марте нынешнего года ей исполнилось 80 лет и 60 из них она живёт в Уватском районе.
К другим новостям «Уватских известий»
Тамара Георгиевна родилась в селе Хотошино Селижаровского района Тверской области - место, где берет свое начало великая река Волга.
О родине Тамара Георгиевна вспоминает не часто, чтобы не бередить оставленные войной душевные раны. В годы войны здесь проходил Ржевско-Вяземский рубеж обороны. Семилетней девочкой она оказалась в самом пекле военных событий.
По словам Тамары Георгиевны, немцы вошли в Хотошино в сентябре 1941 года. Наши войска сдали село без боя. Жители, больше месяца жившие на окраине села в землянках, накануне оккупации вернулись в свои дома. Видимо решив, что война до этих мест не дойдет. И вот рано утром в селе появились немецкие солдаты. Всех мужчин, годных к военной службе, к этому времени уже забрали на фронт. В Хотошино остались лишь женщины, старики, дети и несколько мужчин-инвалидов.
Местным жителям было приказано покинуть свои дома и уходить подальше от села. Ночью начался бой, который продолжался несколько дней. В часы затишья населению удалось перебраться вглубь оккупированной территории.
Два года семья Тамары Георгиевны и ее односельчане старались пережить голод, болезни и постоянные боевые действия.
-
Помню, нам так хотелось есть, что мы, дети, отважились на невероятный поступок, - рассказала Т.Г. Шехирева. - Пошли попросить еды у солдат, дежуривших возле военной комендатуры. Удивительно, но один из них нам действительно вынес еды, даже конфет и пряников. Мы с подарками довольные разбежались по домам. На следующий день вновь пришли к комендатуре. Дежурили другие солдаты. На нашу просьбу нам навешали таких тумаков, били даже ногами, что мы навсегда забыли туда дорогу.
-
Когда советские войска освободили Хотошино от немецких захватчиков, мы вернулись домой, - продолжила она свой рассказ. - Большая часть села была выжжена дотла. Осталось лишь несколько домиков в оградах храмов. Туда-то заселились все оставшиеся в живых хотошинцы. Жили в невероятной тесноте. Весной начали строить жилье. Но какое жилье могли построить бабы и ребятишки. Домами это назвать сложно. Кое-как сложенные бараки.
-
В начале войны домашнюю утварь, одежду, деньги, ценные вещи селяне закопали в огородах. А когда вернулись после боев, все ямы оказались раскопанными. Моя бабушка, надеявшаяся, что мы вернемся, и у нас будет хоть какой-то запас, увидев, что остались совсем ни с чем, умерла на том же месте, а дедушку парализовало.
Закончилась война, но легче нам жить не стало. Тверская область относится к нечерноземью и зерновых культур там не садили, не было у нас и больших промышленных предприятий. Лишь небольшие поля засевали льном. Поэтому и после войны жили впроголодь, ели только то, что удавалось вырастить на своем огороде. Носили какое-то тряпье вместо одежды, чтобы немного прикрыть тело.
Получив после школы профессию зоотехника, я решила поехать к тете в Уватский район, в село Малысак, надеясь, что в Сибири люди живут намного лучше нас. Приехав, увидела, что и здесь в войну пришлось всем не сладко.
Работала, не жалея ни сил, ни здоровья. Старалась выбраться из нищеты. Действительно, со временем жизнь стала налаживаться. А когда вышла замуж за трудолюбивого, доброго и порядочного человека, то за семейными заботами стали забываться голод и война.
В родное Хотошино решилась съездить лишь спустя много лет. Приехала и ужаснулась: если в Алымке колхозники строили себе добротные дома, покупали мотоциклы, мебель, держали домашнее хозяйство, то на родине всё оставалось так, будто война закончилась лишь вчера. Только в конце 80-х годов там начался небольшой подъем, но с началом перестройки всё вернулось почти на послевоенный уровень.
Алымчане знают Тамару Георгиевну как очень трудолюбивого, доброго и отзывчивого человека. Любая работа горела в ее проворных руках. Она многократно отмечена денежными премиями и ценными подарками.
- Можно сказать, что мне повезло, и я прожила довольно обеспеченную жизнь. Вырастили с мужем троих детей, дали им образование. Сейчас одна из дочерей, выйдя на пенсию, заботится обо мне. Алымка стала для меня второй родиной. Уезжать никуда не хочется. Однако бывает, подумаю, вот если б не было войны, как бы сложилась моя жизнь?
К другим новостям «Уватских известий»