Медиакарта
20:48 | 2 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поколение «Сапсанов»

Поколение «Сапсанов»
15:16 | 03 октября 2014

Железнодорожный транспорт – самый безопасный в мире, но этот показатель достигается не сам собой. С первых лет существования железных дорог их работники отличались профессиональной сплочённостью, пониманием незаурядности своего труда, ответственностью за жизнь и здоровье пассажиров, за сохранность доверенных грузов.

В свете дней сегодняшних представление о железнодорожнике как об образованном и дисциплинированном представителе элиты рабочего класса в обществе только укрепляется. Скорости на железных дорогах растут, техника становится всё более сложной и наполненной электронными составляющими. Не удивительно, что специальности, позволяющие трудиться в системе РЖД, пользуются у молодого поколения спросом. Лучшее тому доказательство – конкурс, который год от года можно наблюдать среди поступающих в Тюменский железнодорожный колледж. С его директором, заслуженным учителем РФ, отличником профессионально-технического образования, кандидатом педагогических наук Виктором Тамочкиным мы встретились за несколько дней до начала занятий..

- Виктор Николаевич, на некоторые специальности Вашего колледжа конкурс увеличивается год от года. Что так привлекает ребят: красивая форма, романтика дальних странствий или, например, почти мистическое очарование самого железнодорожного транспорта, такого мощного и быстрого? А может быть, всё сводится к обычной прагматике – предприятия Свердловской железной дороги, для которых вы в основном и готовите кадры, быстро развиваются. Следовательно, выпускникам обеспечены рабочие места, хорошая зарплата, карьерный рост…

-Значение, я думаю, имеют все составляющие. Действительно, 90% наших выпускников в настоящее время работают на Свердловской железной дороге, которая является филиалом ОАО «РЖД», где зарплата машиниста уже с первых лет трудоустройства может достигать 40-50 тысяч рублей. Кроме того, там хорошо организовано профсоюзное движение, а это гарантия стабильности, привлекательный соцпакет и возможность участвовать в различных проектах по приобретению жилья. Поскольку большинство наших абитуриентов – уроженцы сельских районов, особенно Тобольской и Заводоуковской зоны, для них, таким образом, открывается отличная перспектива как в плане создания семьи, так и профессионального развития.

- Но и требования к будущим железнодорожникам тоже очень высокие?

-Да, фильтры медицинского контроля не только при зачислении в колледж, но и при поступлении на работу такие жёсткие, что мы между собой называем наших студентов «космонавтами». Проще сказать, ребята должны обладать абсолютным здоровьем, и это на фоне волнующих врачей хронических заболеваний, всё чаще выявляемых сейчас у молодёжи. Но если в каких-то учебных заведениях абитуриенты ухитряются скрыть проблемы, например со зрением, получить специальность и даже успешно работать, то в специфике железных дорог этот обман непременно вскроется и обернётся потерей профессиональной пригодности. Проверяется также психическое здоровье будущих железнодорожников, отсутствие противопоказаний со стороны наркологов и психиатров. Более того, в момент трудоустройства они проходят специальные тесты, разработанные психологами. Помощники машинистов, например, должны подтвердить склонность к монотонной работе, умение на протяжении многих часов держать ситуацию на суперконтроле. Работодатели даже настаивали, что такие способности должны выявляться при поступления в колледж, но потом прислушались к нашим доводам и согласились, что их можно развить в процессе учёбы. Как результат – наши выпускники стопроцентно справляются с предложенными испытаниями, а то, что они осознают необходимость прохождения контроля качества подготовки, заставляет их оставаться в тонусе, работать над собой все годы обучения. Неудивительно, что если наши студенты идут в армию, то попадают в самые лучшие, престижные рода войск. И ещё добавлю: поскольку здоровье – штука достаточно хрупкая, внутри каждой нашей специальности скрыто несколько профессий, не требующих такого жёсткого медицинского соответствия. Например, машинист локомотива может работать слесарем подвижного состава, специалист по сервису на транспорте – проводником пассажирского вагона, специалист по организации перевозок и управления – билетным кассиром, дежурным по вокзалу, оператором по обработке перевозочных документов. Ну, а компьютерные направления – это вообще клондайк! Так что созданы все условия, позволяющие выпускнику колледжа в любом случае сохранить своё место в системе российских железных дорог.

- Сам колледж, насколько мы знаем, не входит в структуру Свердловской железной дороги. Его учредитель – Правительство Тюменской области. Как учредители и работодатели участвуют в его развитии?

-Мы готовим специалистов в рамках трёхстороннего договора между колледжем, департаментом образования и науки Тюменской области, выступающим как представитель учредителя, и Свердловской железной дорогой. Правительство области выполняет все свои обязательства, касающиеся капитального ремонта, создания и своевременного переоснащения материальной базы. У нас 28 кабинетов, 8 лабораторий, 5 учебных мастерских и один собственный полигон. Для подготовки машинистов установлен также компьютерный тренажёр, в точности воспроизводящий весь железнодорожный путь до Екатеринбурга и позволяющий задать любые погодные условия или смоделировать возможные нештатные ситуации. К услугам студентов два медицинских кабинета, две столовых, два актовых и спортивных зала, тренажёрный зал. Учебный процесс ведётся при помощи самых современных компьютерных технологий. Что же касается работодателей, они не могут финансировать нас напрямую, но их поддержку мы тоже чувствуем постоянно. Нетрудно себе представить, что СЖД – динамичное предприятие, перспективное, быстро развивающееся, возглавляемое молодыми руководителями, смотрящими далеко в будущее. Объёмы её грузо- и пассажирских перевозок постоянно растут, обеспечивая потребность в кадрах, а у нас – тысяча обучающихся на дневном отделении и ещё двести пятьдесят – на заочном, причём уже со студенческой скамьи эти ребята проникаются корпоративным духом. Естественно, интерес к колледжу не ослабевает. Например, Свердловская дирекция построила в Тюмени прекрасный учебный центр для повышения квалификации и переподготовки своих работников, большинство из которых - наши выпускники. Центр включает в себя локомотив и пятнадцать кабинетов с современным оборудованием, в том числе электронную библиотеку. Так что СЖД – партнёр очень надёжный, и взаимопонимание уже несколько десятилетий лежит в основе наших отношений.

- Наверное, добрая слава вашего колледжа также играет роль, когда молодые люди выбирают будущую профессию?

-Мы в числе старейших учебных заведений Тюменской области и ведём свою историю с октября 1922 года, с железнодорожной школы фабрично-заводского ученичества. Система профессионального образования совершенствовалась, менялись наши названия, на смену одним специальностям приходили другие. В 2011 году, согласно распоряжению Правительства Тюменской области, мы стали называться «Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области «Тюменский железнодорожный колледж». Всего же в этих стенах было подготовлено 47 тысяч специалистов 45 профессий. В музее колледжа вы найдёте документы начала прошлого века, например групповое фото первого выпуска, состоявшегося в 1924 году, свидетельства предвоенных и военных лет. В период Великой Отечественной мы – железнодорожное училище № 1 - выпускали незаменимых для военного времени специалистов. У нас хранится интереснейший альбом, рассказывающий о строительстве поезда-бани. Два таких состава на средства, собранные пионерами и школьниками, подготовили в подарок фронтовикам тюменские труженики тыла. А кто из тюменцев не видел паровоз «Феликс Дзержинский», установленный на постаменте возле ДК «Железнодорожник»? Эту самую машину водил наш легендарный выпускник Михаил Николаевич Ковязин, награждённый (что большая редкость) двумя знаками «Почётный железнодорожник». Паровозов такого типа немало возвращалось с войны, побитых, изношенных. Их ремонтировали и возвращали к мирной работе мастера местных депо. Подобные факты очень интересны ребятам, которые здесь учатся. Недаром они активно участвуют в сборе материалов для наших музейных комнат, встречаются с ветеранами, которых колледж всесторонне поддерживает. Молодёжь должна воспитываться на примере старших поколений, на беседах, на совместных делах – так было всегда, и сегодня ничего не изменилось. К сожалению, возраст людей, заставших Великую Отечественную войну, таков, что мы радуемся, если у них хватает сил просто прийти на наши праздники и сказать несколько напутственных слов… Но патриотическую работу есть кому вести. Мы гордимся выпускниками, воевавшими в горячих точках: у наших мальчишек сияют глаза, когда они встречаются с этими героями, слушают рассказы, видят их боевые награды. Отдельная наша экспозиция посвящена студентам колледжа, не вернувшимся с острова Даманский, из Афганистана и Чечни. Мы храним о них память, поддерживаем отношения с родственниками и сослуживцами, открываем мемориальные доски.

- Правда ли, что выпускники колледжа нередко занимают высокие в должности в системе Российских железных дорог?

-Наш коллектив имеет право гордиться своими выпускниками. Среди них кавалеры ордена Трудового Красного Знамени, Герои Социалистического Труда, один из которых - Виталий Фёдорович Соснин - долгие годы был заместителем министра путей сообщения. Впрочем, зачем далеко ходить? Алексей Вячеславович Куцерыб, наш выпускник и бывший преподаватель, сегодня – председатель территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Свердловской железной дороги по Тюменскому региону. Да, многие ребята не останавливаются на достигнутом, совершенствуются в избранной профессии, поступают в вузы, причём нередко, замечая их потенциал, обучение оплачивает работодатель. Со временем выпускники колледжа становятся руководителями цехов, участков, подразделений. Но я вам и другое скажу: в этих стенах всё направлено на развитие гармоничной личности, на реализацию заложенных в каждом человеке возможностей. У нас есть студенческое научное общество «Эврика», спортивно-оздоровительный центр «Энергия», творческий центр «Витамин». И что поделаешь, если у ребёнка вдруг открывается спортивный или артистический талант? Нам случалось отпускать и благословлять своих воспитанников, а потом радоваться их успехам на новом поприще. И всё-таки я подчеркну: подавляющее большинство наших студентов навсегда связывают свою судьбу с железной дорогой.

- Зачастую они продолжают дело нескольких поколений своих предков…

-Да, верно, создание железнодорожных династий для нас характерно и очень приветствуется. Я ведь и сам – выходец из семьи потомственных железнодорожников, хотя к своей сегодняшней работе пришёл через систему профессионального образования, через педагогическую деятельность. До сих пор сохраняется ощущение, что сама Судьба привела меня сюда, и помню, как горд и счастлив был мой отец, узнав, что я продолжу его дело в таком качестве. Мне и сегодня очень приятно сознавать, что в нашем колледже половина студентов – люди не случайные. Они узнали о нас от своих родных, друзей и знакомых и не побоялись ни трудностей обучения, ни тяжёлых условий предстоящей работы, когда в жару, мороз, в проливной дождь надо отправляться в дорогу или идти в депо. Хотя, конечно, большую роль играет и профориентация, которой мы придаём самое серьёзное значение. Мои помощники работают со СМИ, постоянно обновляют материалы нашего сайта, рассказывают о профессиях и специальностях, в том числе новых, которые появляются в нашем колледже. На различных городских мероприятиях – научных, спортивных, творческих - наши студенты успешно выступают и это опять же позволяют колледжу «звучать». Кроме того, мы уже несколько лет проводим даже не день открытых дверей, а на протяжении двух недель приглашаем школьников вместе с классными руководителями побывать в наших учебных мастерских и лабораториях. Как результат – интерес к колледжу растёт. Сегодня многие школы города считают необходимым познакомить с нами своих будущих выпускников.

- Как Вы уже говорили, многие ребятишки приезжают сюда из районов. В том числе вчерашние девятиклассники, почти дети. Задача педагогов, как я понимаю, не только дать им знания, но и оказать необходимую моральную поддержку?

-Вы правы: для того, чтобы первокурсник поскорее освоился и не выпадал из учебного процесса, должен как следует потрудиться его преподаватель. Недаром мы так бережно относимся к педагогическим кадрам. Говоря о них, очень хочется назвать заместителя директора по воспитательной работе и социальным вопросам, обладателя нагрудного знака «Почётный работник НПО РФ» Тамару Кузьминичну Троянову и преподавателя спецдисциплин Дмитрия Николаевича Сергеева, внедрившего индивидуальную модульную систему обучения и компьютерного тестирования, позволяющую понять, насколько быстро студент осваивает тот или иной предмет, решить, кому помочь подтянуться, а кого «запустить» дальше. Мастер производственного обучения Михаил Александрович Денисов стал финалистом областного конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2010», а физрук Аркадий Михайлович Зотин награждён Почётной грамотой Федерального агентства по физической культуре и спорту и Почётной грамотой Губернатора Тюменской области. Кубки, завоёванные нашими студентами на городских, областных и региональных соревнованиях – во многом его заслуга. Список, как говорится, можно продолжать и продолжать… Важно отметить другое: ушли в прошлое времена, когда зарплата недавнего выпускника колледжа в несколько раз превосходила зарплату его педагога… Сегодня мы чувствуем социальную защищённость, понимаем, что решаются наши жилищные проблемы. И такая политика поспособствует притоку в колледж молодых педагогов, которые сумеют, я надеюсь, продолжить его традиции. Это значимо не только для нас самих, но и для всего региона, поскольку потребность железных дорог в кадрах постоянно растёт. Так, в настоящее время идут переговоры между Правительством Тюменской области и руководством РЖД о запуске городской электрички, которая, разгрузит автомобильные дороги областного центра. А осуществлять этот замечательный проект во многом предстоит опять же нашим выпускникам.

- Недаром на логотипе Вашего учебного заведения изображён «Сапсан» - будущее наших железных дорог?

-История появления этой эмблемы очень интересна. Она была разработана в середине девяностых, и стремительный локомотив на ней – собирательный образ, ведь таких поездов в России тогда ещё не было. Но мы как будто предвидели то, к чему следует стремиться: да, «Сапсан» теперь уже реальность, он рано или поздно появится во всех уголках нашей страны. Это техника ещё более сложная, чем та, что эксплуатируется сегодня, она требует ещё больше знаний, ещё больше интеллекта. И каждый наш студент понимает, что ему предстоит с ней работать. Значит, больше ответственности, больше труда над собой. И, конечно же, больше перспектив… Я не могу сказать, что у колледжа совсем нет проблем: идёт реформа учреждений профессионального образования, принят новый закон об образовании, так что нам предстоит работа в меняющихся условиях. Не всё, что сегодня предлагается, хочется принять целиком и сразу, но мы понимаем, что результаты этих преобразований будут видны лишь со временем. А о будущем надо думать уже сейчас. Недаром в 2012 году, отмечая 175-летие Российских железных дорог и 90-летие со дня образования колледжа, на перроне станции Тюмень мы в присутствии почётных гостей торжественно заложили «капсулу времени». Она хранит послание к работникам Свердловской магистрали и к нашим студентам, которые извлекут её через двадцать пять лет. Пока же впереди годы модернизации – сложные, интересные, надеюсь, очень продуктивные. Ведь как написано в том послании, «любые вершины можно покорить трудолюбием, упорством и преданностью избранному делу».

Автор: Виктория Ермакова