Вполне себе реальный случай из жизни участкового инспектора полиции лишь укрепил Динара Гайсина в нужности его работы.
Он примчался помочь бабульке в рухнувшем на неё горе: сын накануне бражничал, не щадя живота своего, а, не получив поутру на опохмел, заявил, что умирает. Вот накрылся одеялом с головой и замер, дыша, словно лягушка в анабиозе. Перепугавшаяся старушка известила о несчастье участкового и, будучи болезной, а теперь и разбитой бедой, улеглась на свою стоявшую поодаль кровать. Дабы начать положенные по горькому случаю хлопоты, Динар попросил паспорт сына. Пока ошалевшая от жути пенсионерка соображала насчёт вопроса, с противоположной стороны комнаты раздалось: «Он у меня просрочен…»
Его здесь до того уважают, что бросаются защищать на целый строй приехавших из города теле- и газетных репортеров с вопросом:
– На каком основании снимаете?!
Узнав, что их участкового приехали поддержать ради его же победы в Тюменском областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Народный участковый», жители села Санниково поуспокоились. Динар дружелюбно сгреб их в охапку, всем своим видом говоря, что благодарен за поддержку. Потом завёл свою служебную «Ниву» и умчался в поселковую школу разбираться с тамошними шалунами.
Тринадцать лет он преподавал таким же бойким недорослям ОБЖ и физру. Как и все почти тоболяки, окончил когда-то пединститут, бегая на лекции в обносках, которые доставались девятому ребенку совсем не богатой советской семьи. Потом уже, когда депутатствовал три года в составе думы Тобольского района, знал назубок то, с чем шли к нему избиратели.
Помогал землякам жить-выживать, хорошо помня передряги дорогой с детства Кутарбитки, познавая после прелести городской уже суеты. Суматоха будней затянула как-то в форменный китель лейтенанта полиции. В этом звании и в должности участкового Динар обзавёлся заботой охранять от неурядиц и вороватого жулья тоболяков, проживающих в нижнем посаде. Тот ещё район…
В 2005 году подгора ещё держала марку не самого безопасного и комфортного места проживания. Динар Гайсин старался, горя желанием улучшить тамошние нравы. И их носители делались хорошими за неимением вариантов поведения, противного этому. Со скрипом, но всё шло к норме, которую требуют инструкции от участкового, а законы – от граждан.
Долго ли, коротко, но Динару предложили перебраться в район. Его опорный участковый пункт полиции находится теперь в Ворогушино. Но в зоне ответственности майора Гайсина аж семнадцать поселений. В них проживает пять тысяч двести человек. Для удобства район обслуживания разбит на два участка. Когда у коллеги-соседа случается отпуск, Динару достаются ещё два.
Мы встретились в селе Санниково. Это земля Гайсина, на которой главным видом преступлений была и остаётся «бытовуха». Её пополняют «кухонные боксёры», а попросту – домашние драчуны, которые смелы лишь со своими жёнами, домочадцами, да и то, как водится, по пьяному делу. Ещё хлопот доставляют бродячие собаки и беспризорные коровы.
– Особо хочу обратиться к дачникам, – пользуется возможностью газетной трибуны участковый Динар Гайсин, – чтобы они не оставляли в домах электроинструменты: дрели, перфораторы, шуруповёрты, «болгарки» и прочее.
Конечно, в деревнях живёт много охотников. Большинство из них держат оружие согласно массе инструкций в безопасных местах, но немало и злостных нарушителей, а то и просто разгильдяев. Этим – хоть кол на голове теши. Вот и тешет участковый – внушает, штрафует. Пусти он всё на самотек, серьёзные «стволы», с которыми местные ходят на волка, лису, кабана, могут кучу бед понаделать.
Много внимания приходится уделять пожарной безопасности. Конечно, больше эта проблема касается летних месяцев, но и зимой, когда топят печи, включают без удержу электрокамины, до беды – рукой подать. И здесь, что стар, что мал, все хороши…
Особое внимание – пенсионерам. Их в деревнях большинство, у многих, понятно, есть проблемы со здоровьем. И здесь телефон для связи с медпунктом или родными – первое дело.
– Что-то опять перестал работать, – сетует пришедший на приём к участковому престарелый житель Санниково Виктор Берендеев. – Частенько связь отказывает.
Минут через десять с этой же проблемой заглянул к Динару Гайсину и пенсионер Николай Лепехин. Майор внимательно выслушал обоих, пообещав разобраться с поселковыми связистами. И разберётся, нет сомнений. Как и с внуком-алкоголиком одной из бабулек, который приезжает из города в день получения ею пенсии и забирает половину копеечных стариковских капиталов.
– У таких вообще совесть есть? – размышляет вслух Дамир Гайсин. – Один специально едет из Тобольска, другой по три-четыре дня пропивает бабушкину пенсию, не выходя из деревенского дома…
Всем, кому понадобилась в этот день его помощь, участковый раздал листочки с номером своего сотового телефона. И обещал непременно заглянуть.
Он уже идёт к вам, разгильдяи, тунеядцы и пьяницы. И он вас оживит, как «умершего» в самом начале этого рассказа.
Тимур ВОЛКОВ
Юрий ПОПОВ (фото)